Приемы образования понятий
Классификация
Логические операции над понятиями
Отношения между понятиями
Содержание и объем понятий
Приемы образования понятий
Раздел 1. Понятие
Так как мы способны познавать внешние предметы
только через посредство имеющихся у нас идей, размышления над ними
составляют, быть может самое важное в логике, ибо на этом зиждется все стальное.
А. Арно, П.Николь
Логика, или Искусство мыслить.
Мы понимаем какую-либо вещь, включая окружающий мир, самих себя, свои и чужие поступки, полностью, если и только если используемые нами слова и словосочетания выражают понятия об этой вещи. Любая вещь осознается нами как данная вещь только благодаря соответствующему понятию. «То, что мы называем человеком, - отмечал Б.Спиноза, - состоит в его соответствии с общей идеей, которую мы имеем о человеке».
Все, что существует в качестве наших мыслей, упорядочивается, организуется как единое целое посредством той системы понятий, которой мы владеем. Одно и то же событие, интерпретированное в разных системах понятий (обвинителя и защитника на суде, например), превращается в различные, а иногда и противоречащие друг другу факты.
Понятия – логические атомы нашей интеллектуальной деятельности, опорные пункты здравого и научного смысла. Умственное развитие ничего иного, в сущности, и не представляет, как способность переосмыслить старые и конструировать новые понятия в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Только понятия придают нашим словам адекватное значение, а речь превращается в осмысленное суждение.
Форма мысли, отражающая предметы в их существенных и общих признаках, называется понятием.
Познание общих законов и закономерностей различных областей и сторон объективного мира составляет основную задачу любой науки. Наука открывает общее в объективном мире путем изучения связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Познание объективных законов природы и общества осуществляется при помощи понятий и в самих понятиях. Вне общих понятий нельзя было бы сформулировать ни одного закона, выделить предметную область той или иной конкретной науки, создать научные теории, т.е. нельзя было бы дать научного обоснования и самой практике.
Языковой формой выражения понятий является слово или группа слов. При неразрывной связи понятия и слова их нельзя отождествлять. Одни и те же понятия имеют разные формы выражения в различных языках, а часто и в рамках одного и того же национального языка. Об этом свидетельствуют такие явления как синонимия и омонимия. Так, например, словом «мир» мы можем выразить такие разные понятия, в которых отражается знание о Вселенной и знание об отношениях между народами и государствами.
Составить понятие о предмете означает, прежде всего, умение отличить его от других сходных с ним предметов.
Для этих целей логика использует операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
Сравнение - логический прием, при помощи которого устанавливается сходство или различие предметов действительности.
Анализ - мысленное расчленение предмета на составные части.
Синтез - мысленное соединение составных частей предмета.
Абстрагирование - процесс отвлечения от свойств и отношений изучаемых предметов с целью более детального изучения интересующих исследователя особенностей изучаемого предмета.
Обобщение - переход от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-либо свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам.
Итогом применения перечисленных операций является образование одной из основных форм абстрактного мышления - понятия.