Мышление как предмет логики

2. Основные функции языка

 

 

Приступая к изучению какой-либо науки, нужно осознать, что является ее предметом. Для этого есть несколько путей, и каждый из них дает определенный результат.

1. Первый путь, или метод, - этимологический. Он заключается в том, что требуется пояснить значение слова, которое используется для названия данной науки.

Термин «логика» этимологически восходит к древнегреческому слову Logos, означавшему "слово", "мысль", "понятие", "рассуждение" и "закон." Уже древнегреческие философы считали, что есть некоторая «принудительная сила» в наших речах, которая способна убеждать наших оппонентов в правильности избранной нами позиции.

Человеческий разум, отыскивая в природе вещей необходимое и отбрасывая случайное, лежит в основе этой принудительности. «Отец логики» древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который, по мнению потомков, обладал самым универсальным умом среди соплеменников, отмечал, что к числу необходимого следует отнести, безусловно, доказанное, истинное.

Итак, этимология слова «логика» показывает, что это наука, имеющая отношение к обоснованию понятий и рассуждений с помощью необходимых оснований, которые впоследствии стали называться логическими законами.

В тоже время, слово «логика» весьма многозначно. Оценки «логично» и «нелогично» могут применяться для характеристики самых различных ситуаций, возникающих в процессе общения. Часто рассуждение о логике событий приводит к логической путанице. Вот одни из примеров. На экзамене по истории абитуриент, отвечая на вопрос о том, что такое монархия, сказал:

- Монархия – это государство, где правит король.

- А если король умирает? – уточняет экзаменатор.

- В таком случае правит королева.

- Ну а если умирает королева? – допытывается преподаватель.

- Тогда правит валет.

Следуя такой «логике», можно утверждать, что после валета правит десятка и т.д. Налицо логическая ошибка, при которой осуществляется подмена содержания понятия. В содержание слов король, королева, валет участники диалога вкладывают разный смысл, и тем самым допускают логическую ошибку.

 

2. Слово «логика» часто употребляется как синоним науки о мышлении. Для уточнения этого обстоятельства надо воспользоваться справочно-академическим методом. Он заключается в том, что ответ на вопрос мы ищем в справочной литературе, академических учебниках по логике.

В большинстве справочных изданий, вышедших во второй половине ХХ века, предметом логики признается мышление человека. В этом случае логика определяется как наука о законах правильного мышления.

Однако логика рассматривает не только «правильное мышление», но и «неправильное»: логические ошибки, софизмы, парадоксы. Сам термин «мышление», или «законы мышления» является достаточно широким и не дает возможности определить специфику логики по отношению к другим наукам, связанным с исследованием мыслительных процессов.

Таким образом, как мы видим, справочно-библиографический метод предлагает слишком широкое определение предмета логики.

 

3. Следующим методом, который можно использовать для определения предмета логики, выступает метод исторический.

Ретроспективный подход к данному предмету имеет не только исторический интерес. Он во многом связан и с перспективами развития науки логики. Так, в определении Аристотеля логика представляет собой науку о выводе одних заключений из других сообразно их логической форме. В соответствии с этим логику Аристотеля называют формальной. Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804) противопоставил формальной логике трансцендентальную. Если Аристотель соотносил суждения по их логической форме (образно говоря, по структуре и количеству), то Кант ввел в оборот логическое содержание (качество общих понятий). Другой великий немецкий философ, Георг Вильгельм Гегель (1770-1831), разработал основание диалектической логики, главной задачей которой было исследование развития человеческого познания. Различие содержательной и формальной логики вносит дополнительный элемент неясности в определение предмета логики.

«Содержательная» (трансцендентальная, диалектическая логика) часто используется как синоним высших ступеней логической науки, а «формальная» – как синоним низшей, частной, подчиненной дисциплины.

Но как бы ни называлась логика, она имеет отношение к исследовательским мыслительным процедурам. Принципиально они могут изучаться с позиции двух подходов.

Первый связан с выяснением закономерностей становления и развития человеческого познания и мышления. В этом плане прослеживается возникновение и развитие понятий, их содержания и обусловленности уровнем развития науки и практики. Сами понятия, будучи продуктами мыслительной деятельности, рассматриваются с точки зрения таких характеристик, как соотношение сущности и явления, причины и следствия, качества и количества, внутреннего и внешнего и т.п. Это составляет предмет диалектической логики.

Второй этап: понятия как познавательные средства должны быть изучены с точки зрения их формы, структуры. Это даст совсем иной, но тоже необходимый взгляд на природу человеческого мышления. Такой взгляд несет в себе формальная логика.