Будем считать рынок тем более конкурентным, чем меньше каждая фирма влияет на цену.

Конкурентность рынка

Критерий монополизации рынка Герминделя – Хиршмана.

Если на рынке работает n фирм и каждая i-ая фирма (i=1,...,n) контролирует ai% рынка продаж данного товара, то уровень монополизации рынка равен:

 

, т.е.

, 0£JH£10000,

где ai – удельный вес i-ой фирмы на рынке

(причем а1 – удельный вес самой крупной фирмы, а2 – уд. вес следующей по величине фирмы, аn – уд. вес наименьшей фирмы)

Чем больше величина критерия, тем уровень монополизации выше.

Значение критерия будет максимальным (=10000), если в отрасли действует только одна фирма (1002=10000). Если в отрасли действует 100 одинаковых фирм, то аi (для любой фирмы) равно 1, а значение критерия равно 100.

 

В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой критерий Герминделя превышает 1800.

Пример 13: Посчитаем коэффициент Герминделя для нашего примера. Для первого рынка: JI=252+252+252+252=2500, а для второго: JII=502+102+102+102+102+102=3000.

То есть на втором рынке уровень монополизации выше.

Критерий монопольной власти Лернера.

 

, 0£JL£1.

где Р – рыночная цена; МR – соответствующий ей предельный доход; Е – эластичность спроса на продукцию по ее цене. Часто при расчетах вместо предельных издержек используют средние.

Чем ближе индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма. Индекс характеризует факт, а не возможность монопольного поведения фирмы. По этому индексу удобно линейно расположить различные ниже рассматриваемые рыночные структуры по степени возрастания монополизации следующим образом (слева направо):