Будем считать рынок тем более конкурентным, чем меньше каждая фирма влияет на цену.
Конкурентность рынка
Критерий монополизации рынка Герминделя – Хиршмана.
Если на рынке работает n фирм и каждая i-ая фирма (i=1,...,n) контролирует ai% рынка продаж данного товара, то уровень монополизации рынка равен:
, т.е.
, 0£JH£10000,
где ai – удельный вес i-ой фирмы на рынке
(причем а1 – удельный вес самой крупной фирмы, а2 – уд. вес следующей по величине фирмы, аn – уд. вес наименьшей фирмы)
Чем больше величина критерия, тем уровень монополизации выше.
Значение критерия будет максимальным (=10000), если в отрасли действует только одна фирма (1002=10000). Если в отрасли действует 100 одинаковых фирм, то аi (для любой фирмы) равно 1, а значение критерия равно 100.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой критерий Герминделя превышает 1800.
Пример 13: Посчитаем коэффициент Герминделя для нашего примера. Для первого рынка: JI=252+252+252+252=2500, а для второго: JII=502+102+102+102+102+102=3000.
То есть на втором рынке уровень монополизации выше.
Критерий монопольной власти Лернера.
, 0£JL£1.
где Р – рыночная цена; МR – соответствующий ей предельный доход; Е – эластичность спроса на продукцию по ее цене. Часто при расчетах вместо предельных издержек используют средние.
Чем ближе индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма. Индекс характеризует факт, а не возможность монопольного поведения фирмы. По этому индексу удобно линейно расположить различные ниже рассматриваемые рыночные структуры по степени возрастания монополизации следующим образом (слева направо):