Правило поведения фирмы в долгосрочном периоде.
Правило 1. Фирме целесообразно осуществлять выпуск соответствующей продукции в краткосрочном периоде и продавать ее на рынке, если выручка превышает переменные затраты или если цена превышает средние переменные затраты.
Правило поведения фирмы в краткосрочном периоде.
Классификация рыночных структур по Штакельбергу.
Лекция 5. Поведение фирмы на рынке.
Во Введении приводились различные классификации рыночных структур по разным признакам. С точки зрения изучения поведения фирм представляется полезным в основу классификации положить уровень конкурентности рынка. Поэтому остановимся сначала на известной такой классификации, предложенной Штакельбергом.
ПОКУПАТЕЛИ | ||||
Один | несколько | много | ||
ПРО | один | Двусторонняя монополия | ограниченная монополия | монополия |
ДАВ | несколько | Ограниченная монопсония | двусторонняя олигополия | олигополия предложения |
ЦЫ | много | Монопсония | олигополия спроса | совершенная конкуренция |
Основные вопросы, которые решает фирма в краткосрочном периоде:
1) Надо ли фирме производить данную продукцию с целью продажи ее на рынке?
2) Если фирме целесообразно производить данную продукцию, то какой наивыгоднейший объем этой продукции необходимо выпускать?
В долгосрочном режиме добавляется задача:
3) Надо ли фирме развивать мощности по выпуску рассматриваемой продукции на заданном множестве технологий их выпуска?
В сверхдолгосрочном режиме добавляется задача:
4) Следует ли на базе новейших достижений научно-технического прогресса радикальным образом менять технологии, направляя дополнительные инвестиции на соответствующие исследования и конструкторские разработки?
Если фирма ставит задачу максимизации прибыли, то ей надо знать, прежде всего, цену, по которой фирма может продать тот или иной объем произведенной продукции с тем, чтобы максимизировать разницу между совокупным доходом и совокупными издержками.
Пример 12:фирме нужно произвести 30 автомобилей, а цена автомобиля равна 20 тыс. долларов. Известно также, что постоянные совокупные издержки TFC=500 тыс.$, а переменные TVC=400 тыс.$. Таким образом, прибыль фирмы равна:
Pr=TR – TC=30·20 – (500+400)=600 – 900= –300,
то есть фирма несет убытки в размере 300 тыс. долларов. Надо ли ей продолжать работать в краткосрочном режиме? Да надо, так как если она прекратит выпуск продукции, то ее убытки будут равны совокупным постоянным затратам и составят 500 тыс. долларов, а если она будет продолжать работу, то убытки будут всего 300 тыс. долларов.
Правило 2. Если фирме целесообразно осуществлять выпуск продукции в краткосрочном периоде, то оптимальный объем выпуска соответствует равенству предельного дохода предельным издержкам: MR(Q)=MC(Q). Это условие непосредственно получается путем дифференцирования целевой функции при рассмотрении задачи :
прибыль π(Q)= TR(Q) – TC(Q) = max, т. е из условия dπ/dQ= 0.
Под предельным доходом (MR(Q) –marginal revenue) понимается та дополнительная выручка, которую фирма получает от продажи на рынке последней единицы товара: MR(Q)@TR(Q+1) – TR(Q), .
Если фирма ставит задачу максимизации прибыли, то ей в долгосрочном периоде надо стремиться получить максимально возможную отдачу от всех используемых ресурсов с тем, чтобы максимизировать разницу между совокупным доходом и совокупными издержками.
Правило 3. Фирме целесообразно осуществлять выпуск соответствующей продукции в долгосрочном периоде и продавать ее на рынке, если затраты по каждому ресурсу так распределены, что их нецелесообразно перераспределять, т. е. отношение по каждому ресурсу получаемого предельного продукта (дохода) к плате за ресурс одно и то же. Из этого следует, что