Правило поведения фирмы в долгосрочном периоде.

Правило 1. Фирме целесообразно осуществлять выпуск соответствующей продукции в краткосрочном периоде и продавать ее на рынке, если выручка превышает переменные затраты или если цена превышает средние переменные затраты.

Правило поведения фирмы в краткосрочном периоде.

Классификация рыночных структур по Штакельбергу.

Лекция 5. Поведение фирмы на рынке.

Во Введении приводились различные классификации рыночных структур по разным признакам. С точки зрения изучения поведения фирм представляется полезным в основу классификации положить уровень конкурентности рынка. Поэтому остановимся сначала на известной такой классификации, предложенной Штакельбергом.

 

  ПОКУПАТЕЛИ
  Один несколько много
ПРО один Двусторонняя монополия ограниченная монополия монополия
ДАВ несколько Ограниченная монопсония двусторонняя олигополия олигополия предложения
ЦЫ много Монопсония олигополия спроса совершенная конкуренция

Основные вопросы, которые решает фирма в краткосрочном периоде:

1) Надо ли фирме производить данную продукцию с целью продажи ее на рынке?

2) Если фирме целесообразно производить данную продукцию, то какой наивыгоднейший объем этой продукции необходимо выпускать?

 

В долгосрочном режиме добавляется задача:

3) Надо ли фирме развивать мощности по выпуску рассматриваемой продукции на заданном множестве технологий их выпуска?

 

В сверхдолгосрочном режиме добавляется задача:

4) Следует ли на базе новейших достижений научно-технического прогресса радикальным образом менять технологии, направляя дополнительные инвестиции на соответствующие исследования и конструкторские разработки?

Если фирма ставит задачу максимизации прибыли, то ей надо знать, прежде всего, цену, по которой фирма может продать тот или иной объем произведенной продукции с тем, чтобы максимизировать разницу между совокупным доходом и совокупными издержками.

 

Пример 12:фирме нужно произвести 30 автомобилей, а цена автомобиля равна 20 тыс. долларов. Известно также, что постоянные совокупные издержки TFC=500 тыс.$, а переменные TVC=400 тыс.$. Таким образом, прибыль фирмы равна:

Pr=TR – TC=30·20 – (500+400)=600 – 900= –300,

то есть фирма несет убытки в размере 300 тыс. долларов. Надо ли ей продолжать работать в краткосрочном режиме? Да надо, так как если она прекратит выпуск продукции, то ее убытки будут равны совокупным постоянным затратам и составят 500 тыс. долларов, а если она будет продолжать работу, то убытки будут всего 300 тыс. долларов.

 

Правило 2. Если фирме целесообразно осуществлять выпуск продукции в краткосрочном периоде, то оптимальный объем выпуска соответствует равенству предельного дохода предельным издержкам: MR(Q)=MC(Q). Это условие непосредственно получается путем дифференцирования целевой функции при рассмотрении задачи :

прибыль π(Q)= TR(Q) – TC(Q) = max, т. е из условия dπ/dQ= 0.

Под предельным доходом (MR(Q) –marginal revenue) понимается та дополнительная выручка, которую фирма получает от продажи на рынке последней единицы товара: MR(Q)@TR(Q+1) – TR(Q), .

Если фирма ставит задачу максимизации прибыли, то ей в долгосрочном периоде надо стремиться получить максимально возможную отдачу от всех используемых ресурсов с тем, чтобы максимизировать разницу между совокупным доходом и совокупными издержками.

 

Правило 3. Фирме целесообразно осуществлять выпуск соответствующей продукции в долгосрочном периоде и продавать ее на рынке, если затраты по каждому ресурсу так распределены, что их нецелесообразно перераспределять, т. е. отношение по каждому ресурсу получаемого предельного продукта (дохода) к плате за ресурс одно и то же. Из этого следует, что