Вопрос № 1. Задачи и основные приемы экспертизы

Лекция № 9. Экспертиза инновационных проектов

Материал лекции заимствован из следующей литературы

1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2002.

2. Инновационный менеджмент. / Под ред. Ильенковой С.Д. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

 

Задача экспертизы состоит в оценке научного и тех­нического уровня про­екта, возможностей его выполне­ния и эффективности. На основании экспертизы при­нимаются решения о целесообразности и объеме фи­нансирования.

Процедуры оценки проектов, юридического оформ­ления соглашений и кон­трактов, а также формы и ме­тоды контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое значение имеют сроки прове­дения экспертиз, согласо­ваний, продолжительность периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предос­тавления льгот и субсидий. Постоянно совершенству­ются методы контроля за ходом реализации проектов, ис­пользованием средств по целевому назначению, уве­личивается число обязательных условий, которым дол­жен соответствовать проект.

Существуют три основных метода экспертизы инно­вационных проектов, финансируемых из бюджета:

• описательный;

• сравнение положений «до» и «после»;

• сопоставительная экспертиза.

Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть со­стоит в том, что рассматри­вается потенциальное воздействие результатов осущест­вляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получае­мые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные про­цессы. Он позволяет учитывать, например, взаимодей­ствие сферы НИОКР с па­тентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и пере­подготовкой кадров.

Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно со­поставить два и более альтерна­тивных варианта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внима­ние не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Одна­ко этому методу присуща высокая вероятность субъек­тивной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономи­ческой обоснованности конкретных решений по фи­нансированию краткосрочных и быстроокупаемых про­ектов.

Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой.

Этот метод также имеет недостатки, в частности, он неприменим при выра­ботке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбини­рованное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано ру­ководствоваться следую­щими принципами проведения экспертиз:

1) наличие независимой группы исследователей, вы­ступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее прово­дящих, и методам кон­троля;

2) при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривает­ся как производственная;

3) проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предпола­гаемую эффективность и время для контроля;

4) методы контроля должны быть увязаны с пер­спективами развития сис­темы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено по­тенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и эколо­ги­ческую среду. Экспертиза содержит не только количест­венную, но и качествен­ную оценку проектов. При при­нятии решений учитываются оценки, высказанные ка­ждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую ин­формацию, касающуюся раз­рабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экс­пертизы.

В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничи­вается только оценкой проектов, но может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз. В ряде стран, например во Франции, экспертная оценка проектов и кон­троль за их исполнением проводятся теми организациями, кото­рые их финанси­руют. Обязательными параметрами при этом выступают: сроки завершения от­дельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществле­нием проекта. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных прикладных ис­следований колеблются от 8 до 15 лет.

В России выделение ассигнований для финансиро­вания капитальных вложе­ний, затрат на научные иссле­дования и разработки и прочих текущих затрат по фе­деральным научно-техническим программам, утвержденным Правительством Российской Федерации, осу­ществляется целевым назначением государственным заказчиком через Федеральный бюджет на очеред­ной финансовый год.

Для реализации федеральных научно-технических программ государствен­ными заказчиками заключаются Государственные контракты с исполнителями про­грамм, отбираемых на конкурсной основе.

Экспертизу проектов в области гуманитарных и об­щественных наук прово­дят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фунда­мен­тальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экс­пертной анкеты и предусматри­вает следующие варианты итогового заключения экс­перта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;

4 — проект заслуживает поддержки;

3 — проект может быть поддержан;

2 — проект не заслуживает поддержки;

1 — проект не заслуживает рассмотрения эксперт­ным советом.

В экспертной анкете учитываются обстоятельства, затрудняющие объектив­ную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов»: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; экс­перт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или испол­нителями проекта; в отношениях научного руководства с руководителем (или с од­ним из основных исполните­лей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа науч­ного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного со­держания проекта учитываются:

1) четкость изложения замысла проекта (четкое, не­четкое);

2) четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);

3) качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаменталь­ный характер; междисциплинар­ный или системный характер; прикладной харак­тер);

4) научный задел (имеются: существенный научный и методологический за­дел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; на­учно-методическая проработка решения проблемы от­сутствует).

5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и на­учно обоснована проблема иссле­дования; автором предложены оригинальные под­ходы к решению проблемы; сформулированная в проекте про­блема исследования известна науке и автором не пред­ложены оригинальные подходы к решению про­блемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценива­ется с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявлен­ную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).

Таким образом, эксперт должен не только дать опи­сание проекта, но и оце­нить: его актуальность для дан­ной отрасли знаний; относится ли проект к приори­тет­ным направлениям исследований; новизну поставлен­ной проблемы; перспек­тивы развития проекта; качест­венный состав участников, а также обосновать по при­веденной выше системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусмат­ривает ответы на следующие во­просы:

• подготовлены ли программы исследований;

• подготовлены ли анкеты для опроса;

• проведено ли пилотажное исследование.

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнитель­ного анализа нескольких проектов. Предусматриваются три уровня экспертизы.

Первый уровень — предварительное рас­смотрение проекта и решение сле­дующих задач:

• отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;

• составление мотивированных заключений по от­клоненным проектам;

• определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуаль­ный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществля­ется на рейтинговой ос­нове.

Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экс­пертизы.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены кор­рективы в общий рей­тинг проекта, принимаются решения о финансирова­нии).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле:

R = r1 + r2 + r3

где R — общий рейтинг проекта;

r1,r2 — коэффициенты, учитывающие соответствен­но научную ценность проекта и реальность выполнения проекта в срок;

г3 — коэффициент коррекции суммарной оценки r1 и r2.

R может принимать значения от 2 до 13.

Коэффициент г1 оценивает вероятность того, что вы­полнение проекта может привести к новым принципиаль­ным результатам; обеспечить существенное про­движение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

Коэффициент r2 учитывает научный уровень руко­водителя и потенциал воз­главляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информацион­ное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределе­ния задачи по этапам, резуль­татам и срокам работы.

Например, г1 = 2 может означать «достаточную по­лезность проекта», оценка «5» - заявка на выдающийся результат.

Эксперт оформляет анкету, в которой обосновыва­ются соответствующие оценки.

Конкурсы экономических исследований в России проводятся Консорциумом Экономических исследова­ний и образования, созданным в 1995 г. Фондом "Евра­зия", Фондом Форда, Институтом «Открытое об­щество» Фонда Сороса, Благотво­рительными трастами "ПЬЮ" и Всемирным банком.

Целью Консорциума является объединение усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере экономики путем создания инфра­структуры для проведения научно-исследовательской ра­боты, а также содей­ствие реформе экономического обра­зования на территории СНГ.

Фонд "Евразия" — американская некоммерческая ор­ганизация, предостав­ляющая гранты на поддержку про­ектов в области экономической и демократиче­ской ре­формы в СНГ.

Фонд Форда — частная благотворительная организа­ция, основанная Генри Фордом и его сыном Эдселом, которая содействует процессам демократизации и эко­номических преобразований в Восточной Европе.

Всемирный банк — международная организация, пре­доставляющая займы, гранты и кредиты на поддержку экономических реформ и процесса стабилизации по всему миру.

Институт «Открытое общество» Фонда Сороса ра­ботает на правах благотво­рительного фонда, поддержи­вает проекты в различных областях и является инициа­тором многих проектов.

Благотворительные трасты "Пью" — американская благотворительная орга­низация, предоставляющая фи­нансовую поддержку в форме грантов.

В 1995—1996 гг. программами Консорциума управ­лял Фонд "Евразия".

Российская программа экономических исследований ориентирована на под­держку исследований, направлен­ных на решение проблем российской экономики пере­ходного периода. Финансирование проектов осуществ­ляется в форме индиви­дуальных грантов российским экономистам в целях:

• поддержки и распространения новых научных методов и идей;

• поощрения прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;

• развития исследовательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых специа­листов;

• содействия укреплению связей внутри научного экономического сообще­ства на территории России;

• создания условий для включения российских ис­следователей в мировое экономическое сообщество.

В 1996 г. Директором и Главным научным консуль­тантом Консорциума был проведен первый этап экс­пертизы — предварительное рассмотрение заявок. Вто­рой этап экспертизы проводится Международным экс­пертным комитетом Про­граммы (МЭК)

Участники, прошедшие первый и второй этапы от­бора (группа финалистов), представляют проекты своих исследований на научном семинаре Программы (тре­тий этап).

Гранты присуждаются Фондом "Евразия" по итогам всех трех этапов на ос­новании рекомендаций МЭК.

Рассмотренные приемы экспертизы основаны на балльной оценке.

Рассмотрим методы отбора инновационных проек­тов для реализации.