Понятие систем, их характеристики и признаки. Орган внутренних дел как система управления.

Тема № 3: «Организация системы управления в органах внутренних дел».

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

 

 

Подготовил:

преподаватель кафедры АД ОВД

майор милиции Коновалова Г.И.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

______ __________2007 г., протокол №______

 

 

Москва -2007

 

ПЛАН

 

1.Понятие систем, их характеристики и признаки. Орган внутренних дел как система управления.

2.Цели, задачи и функции системы ОВД

3.Функциональная и организационная структура ОВД.

4.Типы организационных структур управления и основные принципы их построения.

 


Под греческим словом «система» (systema) понимается нечто целостное, составленное из каких-либо частей. Понятие «система», в том смысле, как его сейчас понимают, связывается наукой управления с развитием философии и возникновением кибернетики - «науки о наиболее общих закономерностях управления системами любой природы и сложности», и, в частности, с одной из отраслей прикладной кибернетики — теории исследования систем и операций[1].

В настоящее время, в наиболее общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов[2]. Таким образом, под системой подразумевается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов относительно самостоятельных в организационном и структурном отношении в совокупности образующих целостное единство, свойство которого не сводится к сумме свойств отдельно взятых элементов (с новыми интегративными свойствами).

Существенным аспектом раскрытия содержания понятия системы является выделение различных типов систем. В наиболее общей классификации системы подразделяются на две большие группы: материальные — представляющие собой совокупность материальных объектов, и абстрактные, — являющиеся продуктом человеческого мышления. Особым классом материальных, живых систем являются социальные системы, представляющие собой сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе[3]. Разновидностью социальных систем является государство, его различные подсистемы, органы власти и управления и, в частности, такая специфическая система как система Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Каждая социальная система, как и любая система этого класса, характеризуется рядом универсальных системообразующих признаков, которые являются присущими для любых системных образований. Во-первых, систему следует всегда рассматривать как целостное сложное структурное образование, а не как сум­марное сложение каких-либо элементов, компонентов, частей и подсистем, причем даже расположение этих элементов является существенным, так как является определяющим для существую­щих между ними взаимосвязей. То есть в данном случае система, с формальной точки зрения, представляет собой совокупность функциональных компонентов, взаимодействующих между собой во имя достижения определенной цели. Как целостное образова­ние она приобретает новые качественные интегративные характе­ристики, не содержащиеся в отдельных, образующих ее, элемен­тах. Эти свойства каждой системы не сводятся к простой сумме свойств, составляющих ее элементов и не выводимости из по­следних - свойств целого. Примером проявления эффекта цело­стности и возникновения новых интегративных свойств может служить кооперация деятельности служб и подразделений органов внутренних дел в процессе раскрытия и расследования преступле­ний. Во-вторых, любое системное образование и составляющие его структурные элементы взаимозависимы как между собой, так и окружающей их внешней средой функционирования, и поэтому рассмотрение их возможно только в этих взаимосвязях, то есть каждая система образует свое специфическое единство с внешней средой своего функционирования. Однако здесь следует обратить внимание и на такой момент, что, взаимодействуя со средой, сис­тема выступает как нечто единое, сохраняющее свою определен­ность. Объясняется это тем, что связи компонентов системы ус­тойчивее и прочнее, чем связи этой системы или ее компонентов с любыми другими системными образованиями внешней среды. Наличие этого комплекса свойств придает системе интегрированность, определяет ее структурное построение, внутреннюю иерар­хию и, таким образом, обеспечивает ее функционирование и дос­тижение поставленных перед ней целей. Суть третьего признака — это иерархичность построения систем, которая означает, что каж­дая из систем есть, как правило, часть системы более высокого уровня, а каждый компонент системы в свою очередь может рас­сматриваться как система более высокого уровня. И, наконец, по­следнимпризнаком является то, что всем системным образовани­ям присущ динамизм, то есть изменяемость, связанная как внеш­ними воздействиями, так и с объективно присущими любой сис­теме внутренними противоречиями.

Кроме этого, социальным системам помимо этих универсаль­ных системообразующих признаков присуще наличие также неко­торых специфических признаков. Одним из таких наиболее суще­ственных признаков является целенаправленность социальных систем, то есть их стремление к достижению какой-то определен­ной цели путем выполнения определенного набора задач и функ­ций. Вторым таким признаком является стремление любой соци­альной системы к самоорганизации и самосохранению путем адаптации как к внутренним, так и внешним воздействиям. Сле­дующим существенным признаком этой группы является то, что происходящие в них процессы управления осуществляются путем беспрерывной циркуляции информации как между структурными элементами системы, так и между системой и окружающей ее средой функционирования, а также вышестоящими и нижестоя­щими системными образованиями. И последний признак, на ко­тором следует остановиться, — это открытость социальных систем, которая связана, во-первых, с тем, что существует большинство из них, для выполнения функций так называемого внешнего управ­ления (или внешнего воздействия), а, во-вторых, функционирова­ние их немыслимо без постоянного обмена информацией между системой и внешней средой, оказывающей активное влияние на деятельность системы.

Представление об органах внутренних дел, как о специфиче­ских системных образованиях, имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Оно позволяет:

—выявить, каким требованиям организации должны отве­чать органы внутренних дел, чтобы ими можно было управлять;

-определить, каким должно быть само управление, чтобы
оно гарантировало эффективное достижение целей, поставленных
перед системой органов внутренних дел.

Исходя из этого, орган внутренних дел любого уровня управ­ления будет нами рассматриваться в виде системы, подверженной управляющим воздействиям со стороны вышестоящих системных образований и в то же время сам оказывающий в рамках своей компетентности управляющие воздействия на иерархически под­чиненные ему объекты внутриорганизационного управления и объекты внешней среды.

Выше мы определяли, что система представляет собой сово­купность элементов (или подсистем), определенным образом упо­рядоченных, взаимосвязанных и вследствие этого составляющих целостное образование, обладающих специфическими интегративными свойствами, не сводимыми к сумме свойств отдельных ее элементов. Определяющим же фактором существования тех или иных социальных систем является наличие конкретных специфи­ческих целей, которые определяют общие признаки (или системо­образующие факторы) любой социальной системы. К ним, в част­ности относится: наличие общей конкретной цели всей совокуп­ности элементов, составляющих систему; подчинение задач каж­дого элемента общей цели системы и выполнение ими своих функций, вытекающих из поставленных перед системой целей и задач; конкретные отношения между элементами системы, а так­же обязательное наличие органа управления и обратной связи от объекта к субъекту управления.

Таким образом, в каждой системе различают элементы систе­мы, порядок их взаимосвязи и, наконец, системные признаки, являющиеся следствием взаимосвязанности элементов. Данные системные признаки указывают на принадлежность конкретной системы к определенной категории системных образований и на ее специфические свойства. Кроме того, наличие этих вышепере­численных признаков является обязательным для всех системных образований объективного мира (механических, биологических и социальных), в то же содержательный аспект специфических «системных признаков» является тем основополагающим распо­знавательным признаком, отличающим друг от друга те или иные системные образования и делающие их в известной степени непо­вторимыми. Определяющими эти «системные признаки» являются цели, стоящие перед той или иной системой, которые в значи­тельной степени определяют само предназначение этих систем. Так, в частности, таким отличительным «системным признаком» для органов внутренних дел являются цели, поставленные перед МВД России, как специфическим системным образованием, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности, и непосредственно реализующим основные направления деятель­ности органов внутренних дел Российской Федерации.

Органы внутренних дел, являясь составной частью государст­венных органов представляют собой:

а) часть государственного аппарата, действующего по поруче­нию и в интересах государства;

б) организационную ячейку людей, объединенных общей целью, непосредственно осуществляющую государственную власть в
обществе;

в) коллектив людей, деятельность которого определяется правовыми нормами и реализуется в строго установленном порядке
(имеется своя структура и определенный нормативными актами
порядок образования);

г) организацию, решающую определенными методами задачи
и функции Российского государства;

д) организацию, проводящую свою работу в пределах государственно-властных полномочий, предоставленных ей государством
на данной территории (или в данной сфере) и обладающую опре­деленной, закрепленной за ней компетенцией, соответствующей
ее целям и задачам системы.

Таким образом, с позиций административного права орган го­сударственного управления и орган внутренних дел, в частности, представляет собой такую организацию, которая являясь частью государственного аппарата, имеет определенную компетенцию, структуру, территориальный или отраслевой масштаб деятельно­сти, образуется в порядке, установленном законом, использует определенные методы работы, наделена полномочиями выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности выполнить определенные функ­ции в определенной сфере социальной жизни.

Рассмотрение органов внутренних дел как системы управле­ния предполагает также обнаружение в них тех признаков, каким они должны отвечать как система управления. Это такие призна­ки как детерминированность элементов систем, ее динамичность, наличия в ней управляющего параметра, усилительных свойств и обратных связей. Все эти качества присущи органам внутренних дел:

детерминированность элементов системы органов внутрен­них дел заключается в том, что все входящие в них отраслевые,
функциональные штабные подразделения находятся в тесной
взаимосвязи и деятельность их взаимообусловлена;

динамичность — состоит в том, что органы внутренних дел,
испытывая возмущающие воздействия внешней среды, видоизме­няют свою структуру, иерархию задач и функций, методы управ­ления и пр.:

наличие управляющего параметра - заключается в том, что
в любом подразделении органа внутренних дел имеется аппарат
управления (руководитель, штаб), наделенный соответствующими
полномочиями, который вырабатывает или принимает команды
управления и организует их исполнение;

наличие усилительных свойств — заключается в том, что
органы внутренних дел получая от вышестоящих системных обра­зований общие команды управления детализируют, конкретизи­руют и непосредственно организуют их непосредственно испол­нение (т.н. производные решения, принимаемые во исполнение и
в развитие решений вышестоящих органов или решения, прини­маемые в порядке т.н. «правового автоматизма»).

наличие обратных связей — состоит в том, что ввиду жесткой соподчиненности элементов в системе органов внутренних
дел объекты управления обязательно докладывают субъекту о вы­полнении полученных команд и своем состоянии.