Понятие систем, их характеристики и признаки. Орган внутренних дел как система управления.
Тема № 3: «Организация системы управления в органах внутренних дел».
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ
Подготовил:
преподаватель кафедры АД ОВД
майор милиции Коновалова Г.И.
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
______ __________2007 г., протокол №______
Москва -2007
ПЛАН
1.Понятие систем, их характеристики и признаки. Орган внутренних дел как система управления.
2.Цели, задачи и функции системы ОВД
3.Функциональная и организационная структура ОВД.
4.Типы организационных структур управления и основные принципы их построения.
Под греческим словом «система» (systema) понимается нечто целостное, составленное из каких-либо частей. Понятие «система», в том смысле, как его сейчас понимают, связывается наукой управления с развитием философии и возникновением кибернетики - «науки о наиболее общих закономерностях управления системами любой природы и сложности», и, в частности, с одной из отраслей прикладной кибернетики — теории исследования систем и операций[1].
В настоящее время, в наиболее общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов[2]. Таким образом, под системой подразумевается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов относительно самостоятельных в организационном и структурном отношении в совокупности образующих целостное единство, свойство которого не сводится к сумме свойств отдельно взятых элементов (с новыми интегративными свойствами).
Существенным аспектом раскрытия содержания понятия системы является выделение различных типов систем. В наиболее общей классификации системы подразделяются на две большие группы: материальные — представляющие собой совокупность материальных объектов, и абстрактные, — являющиеся продуктом человеческого мышления. Особым классом материальных, живых систем являются социальные системы, представляющие собой сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе[3]. Разновидностью социальных систем является государство, его различные подсистемы, органы власти и управления и, в частности, такая специфическая система как система Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Каждая социальная система, как и любая система этого класса, характеризуется рядом универсальных системообразующих признаков, которые являются присущими для любых системных образований. Во-первых, систему следует всегда рассматривать как целостное сложное структурное образование, а не как суммарное сложение каких-либо элементов, компонентов, частей и подсистем, причем даже расположение этих элементов является существенным, так как является определяющим для существующих между ними взаимосвязей. То есть в данном случае система, с формальной точки зрения, представляет собой совокупность функциональных компонентов, взаимодействующих между собой во имя достижения определенной цели. Как целостное образование она приобретает новые качественные интегративные характеристики, не содержащиеся в отдельных, образующих ее, элементах. Эти свойства каждой системы не сводятся к простой сумме свойств, составляющих ее элементов и не выводимости из последних - свойств целого. Примером проявления эффекта целостности и возникновения новых интегративных свойств может служить кооперация деятельности служб и подразделений органов внутренних дел в процессе раскрытия и расследования преступлений. Во-вторых, любое системное образование и составляющие его структурные элементы взаимозависимы как между собой, так и окружающей их внешней средой функционирования, и поэтому рассмотрение их возможно только в этих взаимосвязях, то есть каждая система образует свое специфическое единство с внешней средой своего функционирования. Однако здесь следует обратить внимание и на такой момент, что, взаимодействуя со средой, система выступает как нечто единое, сохраняющее свою определенность. Объясняется это тем, что связи компонентов системы устойчивее и прочнее, чем связи этой системы или ее компонентов с любыми другими системными образованиями внешней среды. Наличие этого комплекса свойств придает системе интегрированность, определяет ее структурное построение, внутреннюю иерархию и, таким образом, обеспечивает ее функционирование и достижение поставленных перед ней целей. Суть третьего признака — это иерархичность построения систем, которая означает, что каждая из систем есть, как правило, часть системы более высокого уровня, а каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система более высокого уровня. И, наконец, последнимпризнаком является то, что всем системным образованиям присущ динамизм, то есть изменяемость, связанная как внешними воздействиями, так и с объективно присущими любой системе внутренними противоречиями.
Кроме этого, социальным системам помимо этих универсальных системообразующих признаков присуще наличие также некоторых специфических признаков. Одним из таких наиболее существенных признаков является целенаправленность социальных систем, то есть их стремление к достижению какой-то определенной цели путем выполнения определенного набора задач и функций. Вторым таким признаком является стремление любой социальной системы к самоорганизации и самосохранению путем адаптации как к внутренним, так и внешним воздействиям. Следующим существенным признаком этой группы является то, что происходящие в них процессы управления осуществляются путем беспрерывной циркуляции информации как между структурными элементами системы, так и между системой и окружающей ее средой функционирования, а также вышестоящими и нижестоящими системными образованиями. И последний признак, на котором следует остановиться, — это открытость социальных систем, которая связана, во-первых, с тем, что существует большинство из них, для выполнения функций так называемого внешнего управления (или внешнего воздействия), а, во-вторых, функционирование их немыслимо без постоянного обмена информацией между системой и внешней средой, оказывающей активное влияние на деятельность системы.
Представление об органах внутренних дел, как о специфических системных образованиях, имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Оно позволяет:
—выявить, каким требованиям организации должны отвечать органы внутренних дел, чтобы ими можно было управлять;
-определить, каким должно быть само управление, чтобы
оно гарантировало эффективное достижение целей, поставленных
перед системой органов внутренних дел.
Исходя из этого, орган внутренних дел любого уровня управления будет нами рассматриваться в виде системы, подверженной управляющим воздействиям со стороны вышестоящих системных образований и в то же время сам оказывающий в рамках своей компетентности управляющие воздействия на иерархически подчиненные ему объекты внутриорганизационного управления и объекты внешней среды.
Выше мы определяли, что система представляет собой совокупность элементов (или подсистем), определенным образом упорядоченных, взаимосвязанных и вследствие этого составляющих целостное образование, обладающих специфическими интегративными свойствами, не сводимыми к сумме свойств отдельных ее элементов. Определяющим же фактором существования тех или иных социальных систем является наличие конкретных специфических целей, которые определяют общие признаки (или системообразующие факторы) любой социальной системы. К ним, в частности относится: наличие общей конкретной цели всей совокупности элементов, составляющих систему; подчинение задач каждого элемента общей цели системы и выполнение ими своих функций, вытекающих из поставленных перед системой целей и задач; конкретные отношения между элементами системы, а также обязательное наличие органа управления и обратной связи от объекта к субъекту управления.
Таким образом, в каждой системе различают элементы системы, порядок их взаимосвязи и, наконец, системные признаки, являющиеся следствием взаимосвязанности элементов. Данные системные признаки указывают на принадлежность конкретной системы к определенной категории системных образований и на ее специфические свойства. Кроме того, наличие этих вышеперечисленных признаков является обязательным для всех системных образований объективного мира (механических, биологических и социальных), в то же содержательный аспект специфических «системных признаков» является тем основополагающим распознавательным признаком, отличающим друг от друга те или иные системные образования и делающие их в известной степени неповторимыми. Определяющими эти «системные признаки» являются цели, стоящие перед той или иной системой, которые в значительной степени определяют само предназначение этих систем. Так, в частности, таким отличительным «системным признаком» для органов внутренних дел являются цели, поставленные перед МВД России, как специфическим системным образованием, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности, и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Органы внутренних дел, являясь составной частью государственных органов представляют собой:
а) часть государственного аппарата, действующего по поручению и в интересах государства;
б) организационную ячейку людей, объединенных общей целью, непосредственно осуществляющую государственную власть в
обществе;
в) коллектив людей, деятельность которого определяется правовыми нормами и реализуется в строго установленном порядке
(имеется своя структура и определенный нормативными актами
порядок образования);
г) организацию, решающую определенными методами задачи
и функции Российского государства;
д) организацию, проводящую свою работу в пределах государственно-властных полномочий, предоставленных ей государством
на данной территории (или в данной сфере) и обладающую определенной, закрепленной за ней компетенцией, соответствующей
ее целям и задачам системы.
Таким образом, с позиций административного права орган государственного управления и орган внутренних дел, в частности, представляет собой такую организацию, которая являясь частью государственного аппарата, имеет определенную компетенцию, структуру, территориальный или отраслевой масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, использует определенные методы работы, наделена полномочиями выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности выполнить определенные функции в определенной сфере социальной жизни.
Рассмотрение органов внутренних дел как системы управления предполагает также обнаружение в них тех признаков, каким они должны отвечать как система управления. Это такие признаки как детерминированность элементов систем, ее динамичность, наличия в ней управляющего параметра, усилительных свойств и обратных связей. Все эти качества присущи органам внутренних дел:
— детерминированность элементов системы органов внутренних дел заключается в том, что все входящие в них отраслевые,
функциональные штабные подразделения находятся в тесной
взаимосвязи и деятельность их взаимообусловлена;
— динамичность — состоит в том, что органы внутренних дел,
испытывая возмущающие воздействия внешней среды, видоизменяют свою структуру, иерархию задач и функций, методы управления и пр.:
— наличие управляющего параметра - заключается в том, что
в любом подразделении органа внутренних дел имеется аппарат
управления (руководитель, штаб), наделенный соответствующими
полномочиями, который вырабатывает или принимает команды
управления и организует их исполнение;
— наличие усилительных свойств — заключается в том, что
органы внутренних дел получая от вышестоящих системных образований общие команды управления детализируют, конкретизируют и непосредственно организуют их непосредственно исполнение (т.н. производные решения, принимаемые во исполнение и
в развитие решений вышестоящих органов или решения, принимаемые в порядке т.н. «правового автоматизма»).
— наличие обратных связей — состоит в том, что ввиду жесткой соподчиненности элементов в системе органов внутренних
дел объекты управления обязательно докладывают субъекту о выполнении полученных команд и своем состоянии.