Аграрное право

Экологическое право 13. Хозяйственное право

Уголовное право 12. Таможенное право

Трудовое право 11. Налоговое право

Административное право 10. Бюджетное право

Гражданское право 9. Финансовое право

1. КП регулирует общественные отношения, которые являются основополагающими для всех областей жизни, для общества и государства.

2. Основы всех сфер общественной жизни в комплексе регулируются только КП.

3. Нормы КП являются исходными для других отраслей права, закрепляют их ведущие принципы.

4. КП занимает центральное, ведущее место во всей системе права РБ в силу значимости общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

 

3. КП не только возглавляет систему права РБ, но само по себе представляет определенную систему. Система КП - это совокупность взаимосвязанных элементов, которые характеризуют внутреннее строение данной отрасли права.

Элементы системы КП:

- Принципы КП – основополагающие начала, которые определяют сущность и характеристику данной отрасли права (ст.3, ст.6, ст.7, ст.8 и т.д.)

- Конституционно-правовые нормы – общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования общественных отношений, входящих в предмет КП, которые обеспечиваются принудительной силой государства.

- Институты КП – определенная совокупность норм, регулирующих сходные, однородные и взаимосвязанные отношения (институт правового статуса личности, институт референдума, институт президентства и т.д.)

Правовая норма – первичный элемент системы права. КП норма обладает общими чертами, однако имеет и свои особенности:

1. КП нормы регулируют наиболее широкие и важные общественные отношения по сравнению с другими отраслями права.

2. Нормы КП обладают учредительным характером – именно они определяют систему государственных органов. Например, ст.6 КРБ «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную».

3. В КП встречаются общерегулятивные нормы: нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-цели, нормы-дефиниции. Например, ч.2 ст.18 КРБ «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным».

4. Субъектами, на которых распространяется КП нормы, являются не только граждане, такие специфические, как народ, государство, избиратель, депутат, Президент, Правительство, суды.

Классификация КП норм.

1. по степени определенности содержащихся предписаний:

- императивные, т.е. содержащие категорические требования (ч.2 ст.10).

- диспозитивные, т.е. допускающие регулирование отношений и устанавливающие правил лишь на случай отсутствия соглашения (ч.5 ст.104).

- альтернативные, т.е. предусматривающие различные варианты поведения (ч.9 ст.106).

2. по характеру предписаний:

- управомачивающие – определяют права субъектов действовать тем или иным образом (ст.28)

- обязывающие– возлагают на субъект обязанность по совершению определенных действий (ч.1 ст.59)

- запрещающие – содержат заперты на совершение предусмотренных в них действий (ст.58).

3. по функциональной направленности:

- регулятивные – непосредственно направлены на регулирование общественных отношений (ч.1 ст.16)

- охранительные– представляют собой определенные запреты (ч.3 ст.16).

4. по назначению в механизме правового регулирования:

- материальные – определяют, что подлежит регулированию, предусматривают содержание правовой нормы (ст.56)

- процессуальные – определяют, как осуществляется регулирование, реализация материальных норм (ч.2 ст.82).

5. по времени действия:

- постоянные – неопределенный срок действия;

-временные– определенный срок действия;

- исключительные– действуют только в чрезвычайных условиях.

6. по территории действия:

- действующие на всей территории РБ (КРБ, большинство законов)

- действующие в границах АТЕ (решение местного референдума).

 

4. Источники КП – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм.Источниками КП являются нормативные правовые акты.

Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение(ст.1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. №361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Иерархия нормативных правовых актов – источников КП может быть представлена следующим образом:

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). Конституция – это Основной закон государства, он имеет наивысшую юридическую силу.

2. Конституционные законы – законы о внесении изменений и дополнений в КРБ, законы о введение в действие указанных законов. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Некоторые авторы, например А.Г. Василевич, относят к конституционным законам закон от 25 августа 1991 года о придании Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 года, законы о толковании КРБ.

3. Международные договоры Республики Беларусь – соглашение между Республикой Беларусь и одним и более государствами об установлении, изменении или прекращении взаимных прав и обязанностей. В соответствии с ч.3 ст.8 КРБ не допускается заключение международных договоров, которые противоречат КРБ.

4. Программные законы – законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента.

5. Референдарные законы – законы, принимаемые путем референдума, их нельзя как правило изменить или отменить обычным законом.

6. Кодексы - законы, обеспечивающие полное системное регулирование определенной области общественных отношений (Гражданский кодекс, уголовно-исполнительный кодекс, Кодекс торгового мореплавания).

7. Законы -нормативные правовые акты, закрепляющие принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений (Закон «О гражданстве», Закон «О свободе совести и религиозных организациях»).

8. Декреты Президента - нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

9. Указы Президента - нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.