Организация взаимодействия авиакомпаний и туристских фирм

Существует несколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:

· бронирование мест и оформление перелета через агентства авиакомпаний;

· бронирование мест и оформление перелета через системы бронирования;

· договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиалиниях;

· агентское соглашение и работа в роли агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

· организация чартерных авиарейсов под туристские перевозки.

Чтобы правильно выбрать наиболее выгодный и удобный участок туристских перевозок, а также грамотно заключить контракт на перевозку туристов, необходимо знать особенности, преимущества и недостатки того или иного вида взаимодействия с авиакомпанией. Турагенту необходимо знать правила бронирования авиабилетов, работы с бумажными стоками и электронными носителями информации, тарифы и скидки, предоставляемые авиакомпаниями, правила расчетов с авиакомпаниями, принципы работы с претензиями, процедуры оказания специальных услуг, авиационные формальности и др.

Основные требования при бронировании авиабилетов. При создании бронирования и для повышения качества обслуживания пассажиров турагентам необходимо придерживаться следующих правил:

· следовать стандартным процедурам бронирования билетов, определенным конкретной авиакомпанией;

· не делать двойного бронирования, в противном случае, бронь пассажира может быть аннулирована;

· сделать доступной для авиакомпании информацию для экстренного контакта с пассажиром;

· в случае отказа пассажира от полета, немедленно отменить в авиакомпании соответствующее бронирование, а также аннулировать все другие услуги, которые не потребуются;

· строго придерживаться требуемых авиаперевозчиками сроков и порядка оформления билетов;

· информировать пассажира о правилах авиакомпании;

· все забронированные в авиакомпаниях места должны быть аккуратно зарегистрированы и задокументированы. Оформляемые документы и остающиеся у агента копии должны содержать указание на номер рейса, дату и класс перелета, статус (гарантированное/негарантированное место) каждого отдельного рейса, фамилии и инициалы пассажиров, контактные телефоны или адреса, о получении депозитов следует немедленно отчитаться по установленной форме;

· необходимо всегда помнить, что от эффективности, аккуратности, предупредительности турагентов зависят комфортность путешествия, нормальная работа и престиж авиалиний.

Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах.Квота мест (блок мест) на определенном направлении или рейсе может быть жесткой или мягкой. Это влияет на условия договора и специальные условия. При жесткой квоте мест вся ответственность за нереализацию мест блока ложится на туристскую фирму, независимо от ее причины. Финансовые потери несет турфирма. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туристской фирмы от квоты или части квоты мест по причине не заполнения мест в квоте. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации не проданных мест самой авиакомпанией или ее другими агентами. Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:

· график функционирования туров в направлении «туда и обратно» с указанием мест назначения;

· количество туристов в каждой группе (размер квоты);

· сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;

· сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (в мягком блоке);

· виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;

· скидки и льготы на квоту мест;

· порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов, материальная ответственность, вытекающая из сроков возврата (мягкий блок).

Агентское соглашение с авиакомпанией.Многие авиакомпании считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение – это работа со стоками авиабилетов, т.е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как представитель (дилер) авиакомпании по продаже авиабилетов (как для своих туристов, так и «на улицу»), что упрощает и ускоряет процедуры бронирования и оформления проездных документов.

Туристская фирма сама выступает в качестве «кассы по продаже билетов» авиакомпании, т.е. сама выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование, право доступа к сети бронирования данных авиакомпании. Этот вид работы с авиабилетами называется «работой со стоком авиабилетов». Авиакомпания в лице данной турфирмы имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является преимущественная продажа под туры билетов именно этой авиакомпании). Агентское соглашение с авиакомпанией предусматривает решение следующих вопросов:

· условия обеспечения оборудования для оформления авиабилетов, бланков авиабилетов;

· подготовка кадров для обслуживания оборудования;

· минимальные объемы продаж, которые как правило устанавливаются индивидуально, – по количеству билетов в месяц (например, не менее 10/200 билетов в месяц) или по выручке от продаж (от 10 до 200 тыс. дол. США и более в разных авиакомпаниях);

· пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);

· по какой цене продаются авиабилеты, размер рекомендуемого сервисного сбора и основные положения тарифной политики;

· условия оплаты авиабилетов – депозит или оплата по мере продажи (для сток-агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов);

· размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов (до 9% от проданного тарифа);

· сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма, необходимая документация, обычно подекадно;

· размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или IATA (от 20 тыс. дол. США);

· членство в IATA (Международной ассоциации Воздушного Транспорта).

Чартер (аренда самолета).При организации чартерных перевозок заказчик совместно с авиакомпанией определяет маршрут, при этом оговариваются обязанности сторон, выясняется соответствие арендного договора международным правилам, определяется стоимость рейса.

Затем заключается специальный чартерный договор, в котором оговариваются: вид (марка) самолета; число мест к продаже; стоимость аренды самолета; маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия; срок действия договора (сезон, год или др.); регулярность совершения авиарейсов; возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса, соответствующие санкции. Продажу блоков мест на свой чартер туроператор-оптовик, как правило, проводит по трем отработанным вариантам: жесткий, мягкий и комбинированный блоки мест.

Мягкий блок,при котором заказчик не несет никакой финансовой ответственности и имеет право в заранее оговоренные сроки полностью или частично отказаться от своих мест, более удобен для турагента. Однако если отказ произойдет позже установленного срока, то заказчику предстоит выплатить штраф. Обычно мягкие блоки применяются довольно редко, поскольку они не всегда выгодны держателю чартера (будь это авиакомпания или туроператор-оптовик).

Жесткий блокпредусматривает строгие договорные обязательства по срокам продажи и оплате. Заказчик вносит предоплату, размер которой обычно включает сумму стоимости двух парных рейсов. Тарифы при реализации жесткого блока при этом бывают примерно на 5 – 10% ниже, чем при реализации мягкого. К тому же при договоре на жесткий блок оператор и агент фиксируют цену на весь период действия чартера, что дает хорошую возможность дилерам варьировать цены в «высокий» период сезона и в его конце.

Наиболее распространена продажа мест на чартерные рейсы так называемым комбинированным способом,сочетающим в себе элементы двух вышеупомянутых вариантов. Общее число мест, входящих в реализуемый блок, делится в определенной пропорции на две части, одна из которых реализуется по жесткой системе, а другая – по мягкой.

Часто в роли инициатора чартерной программы выступает не один, а несколько туроператоров. При этом они заранее оговаривают между собой условия организации полетов. Нормальные отношения с авиакомпаниями при аренде воздушного судна предусматривают его оплату согласно контракту с обязательным подведением баланса после каждого полета. Чартерные рейсы не должны противоречить требованиям Варшавской международной конвенции об обязанностях перевозчика перед пассажиром.

Подписывая договор об организации чартера, авиакомпания почти всегда ставит туроператора в жесткие условия. Прежде всего, от фирмы требуется предоплата. Каков бы ни был ее максимальный размер, авиакомпания всегда настаивает, чтобы заранее были оплачены первый и последний рейсы чартерного цикла. Таким образом, она страхует себя и ранее завезенных туристов от возможных неплатежей. Оплата рейсов оговаривается заранее и производится, как правило, за 7 – 10 дней до начала полета. В случае несвоевременной оплаты, согласно договору, компания вправе выставить заказчику штрафные санкции или прервать с ним имеющиеся договорные отношения.