Аудит некоммерческих организаций

Л.17 КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО

1. Аудит некоммерческих организаций

2. Контроль деятельности НКО со стороны государственной регистрации

 

Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат такие некоммерческие организации, как фонды (включая общественные),фондовые биржи, зарегистрированные как некоммерческие партнерства, а также наиболее крупные некоммерческие организации, валюта баланса которых превышает в 200 тыс. раз установленный МРОТ. Для этих некоммерческих организаций аудиторское заключение входит в состав годовой отчетности, представляемой в налоговые органы.

Некоммерческие организации прибегают к услугам аудиторских организаций также для инициативного аудита с целью установить правильность постановки бухгалтерского учета, оптимизации налогообложения, для составления бюджета проектов, консультирования по налоговым и другим вопросам.

Особое значение в аудите некоммерческой организации имеет понимание ее деятельности. Некоммерческая деятельность должна соответствовать уставным документам организации, а коммерческая деятельность, которая тоже может иметь место, должна быть в учете отделена от некоммерческой. Полученные от коммерческой деятельности средства должны быть также использованы в строгом соответствии с требованиями уставных документов

Основными ошибками, выявляемыми при проверке соответствия деятельности организации ее уставу, являются несоответствие фактического порядка приема в члены организации тому порядку, который указан в уставе, и нарушение руководящими органами полномочий, указанных в уставе.

Основное в аудите процесс расходования средств некоммерческой организации – это оценка соответствия бухгалтерских записей первичным документам и соответствие расходов содержанию деятельности организации и требованиям юридических и физических лиц, от которых поступили средства.

В составе расходов некоммерческой организации, не занимающейся предпринимательской деятельностью, можно выделить прямые расходы на выполнение некоммерческих проектов (программ) и косвенные, или административные расходы. Если организация имеет статус благотворительной, то доля административно-управленческих расходов не должна превышать 20% от общей суммы средств, поступивших на выполнение проекта.

В случае проведения мероприятий и акций при выполнении благотворительных и иных программ некоммерческие организации часто прибегают к различным сообщениям, носящим публичный характер. Информационное сообщение о проведении благотворительного мероприятия будет считаться социальной рекламой, под которой понимается представление общественных и государственных интересов, направленных на достижение благотворительных целей. Расходы, связанные с производством и размещением социальной рекламы, налогами не облагаются. Особое внимание аудитор уделяет договорам, которые оформляют отношения по поводу производства социальной рекламы. Это связано с тем, что при неправильном оформлении договора налоговые органы могут предъявить претензию к организации по неуплате налогов, связанных с ведением предпринимательской деятельности.

Если в некоммерческой организации имеют место расходы на проведение заседаний, общих собраний, съездов и других аналогичных органов, то аудитор проверяет, чтобы эти расходы были предусмотрены уставом и бюджетом организации. Только в этом случае они могут считаться целевыми. Аудитор проверяет наличие сметы на проведение каждого заседания. Она может включать в себя такие затраты, как покупка канцелярских товаров, почтовые расходы в связи с информированием членов руководящего органа некоммерческой организации о проведении заседания, командировочные расходы членов и участников заседания, ксерокопирование материалов, проведение круглых столов, аренду помещения и т.п.