Игры с водой

Обычно в такую игру перетекают сенсорные игры с во­дой — ребенок начинает разбрызгивать воду, перевора­чивает емкости с ней. Предполагая заранее такое разви­тие игры, расположитесь на кухне или в ванной комна­те. Не порицайте ребенка и не пытайтесь его остано­вить, а организуйте игру. К сожалению, в играх с водой есть жесткие границы, если занятие проходит в город­ской квартире. Но летом на даче никаких ограничений быть не должно — брызгайтесь и разливайте воду, сколь­ко захотите. Если дело происходит в квартире, будет очень хорошо, если вы вместе с ребенком «устраните последствия наводнения», собрав воду шваброй.

- НАВОДНЕНИЕ, ВОДОПАД, ФОНТАН

Если ребенок захотел разлить воду, организуйте игру в ванной комнате. Наберите теплую воду в ванну и начи­найте переливать ее — наливайте в большие емкости и снова выливайте в ванну, устраивая «водопад», «фонтан».

- БРЫЗГАЛКИ

Летом на улице или на даче организуйте игры с раз­брызгиванием воды. Можно использовать водяной пис­толет, резиновую грушу, шланг с водой. В этой игре до­пустимо «промокнуть до нитки», но по окончании игры переоденьте ребенка в сухую одежду.

Уже из описания игр становится понятным, что их проведение окажется для психолога (или педагога) не­простым делом, потребует терпения, выдержки, посто­янного контроля за ходом игры и страховки ребенка. И, пожалуй, главной трудностью станет контроль за эмоциями ребенка, адекватностью их проявления.

Не всегда удается придумать социально приемлемое объяснение действиям аутичного ребенка.Например, малыш одержим желанием выбрасывать в окно игрушю и предметы или

бросает на кафельный пол стеклянные банки и лампочки, подбрасывает вверх тяжелый моло­ток, который задевает люстру. Такие действия ребенка опасны как для окружающих, так и для него самого. Kaк же поступать в подобных случаях? Посоветуем действовать по обстановке, искать выход, исходя из особенностей данной конкретной ситуации. Но для начала постарайтесь исключить провоцирующие моменты, например, спрячьте потенциально опасные предметы (молотки, иголки, стеклянные лампочки и др.) в недоступное для ребенка место. Конечно, все предусмотреть невозможно, тем более что дети часто обладают поразительной инту­ицией и находят спрятанные вещи в любом месте. Если поведение ребенка во время игры вышло за пределы допустимого, переключите его на стереотипную игру.

Проведение такой психотерапевтической работы дает следующие результаты:

— В ходе терапевтических игр ребенок, используя помощь взрослого, можетизбавиться от негативных эмоций, постепенноего эмоциональный фон нормали­зуется и в целомстановится более положительным. В такой работе мы исходим из предположения, что по ме­ре нейтрализации накопленных ребенком негативных эмоций проведение терапевтических игр станет менее напряженным, а потребность в их проведении будет возникать реже.

— В ходе таких игрвыходят на поверхность, тем са­мым проявляясь,глубинные эмоции, в том числестрахи. Это позволяет начать работу по их преодолению.

— Подтверждение правильности ваших действий — реакция ребенка: он нуждается в вашей помощи и бла­годарен за поддержку. Это проявляется в том, что на следующих занятиях ребенок сам предлагает поиграть в одну из таких игр — например, протягивает подушку со словами: «Отдай!». А если вы внезапно прекратите уча­ствовать в игре, скорее всего ребенок остановится и начнет искать вас глазами.

В ходе психотерапевтической работы с ребенком мо­гут возникнуть игры, которые здесь не описаны. Не про­пустите появление новых возможностей и действуйте, как всегда, в интересах ребенка.