Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики
Цель аудита учетной политики – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.
Задачи аудита учетной политики:
· изучение системы организации бухгалтерского учета;
· оценка учетной политики;
· рассмотрение системы документации и документооборота;
· подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям.
Основные нормативные документы:
· Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
· Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 № 106н;
· Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации».
Предоставляемые аудитору документы:
· Приказ об учетной политике;
· График документооборота;
· Рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах;
· Формы первичных документов;
· Должностные инструкции сотрудников;
· Утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
· Пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета, а также изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.
При проверке аудитор выясняет:
· Кто является ответственным лицом за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики;
· Наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
· Соответствие форм и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
· Последовательность применения учетной политики;
· Наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих достоверно и полно отразить имущественное состояние и финансовые результаты;
· Полноту раскрытия избранных при формировании учетной политики способов ведения учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений пользователями отчетности.
Учетная политика должна быть сформирована главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основании ПБУ 1/2008 и утверждена руководителем организации.
Основной задачей аудита учетной политики является изучение системы организации бухгалтерского учета. Аудитору следует собрать ответы на следующие вопросы:
· имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики;
· имеется ли в организации учетная политика;
· утверждено ли положение о бухгалтерской службе;
· утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;
· ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;
· корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;
· оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;
· утвержден ли график документооборота;
· имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);
· имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;
· утвержден ли график проведения инвентаризации;
· проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком;
· проводятся ли обязательные инвентаризации;
· проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений;
· ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;
· определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;
· определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.
В рамках аудиторской проверки учетной политики в целях налогообложения аудитор проанализировать следующие вопросы:
· кем осуществляется налоговый учет в организации:
· как составлены формы первичной учетной налоговой документации:
· какова технология обработки информации для налогового учета:
· установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров.
· утвержден ли график документооборота.
Аудитору необходимо установить, раскрыты ли в учетной политике следующие положения:
· способ начисления амортизации основных средств;
· способ оценки НМА;
· метод оценки материальных ресурсов и готовой продукции;
· формирование резервов;
· методы оценки активов и обязательств;
· порядок распределения расходов;
· метод признания доходов и расходов.
Типичные ошибки:
а) организация применяет метод, не установленный учетной политикой;
б) учетная политика датирована текущим годом;
в) у организации отсутствуют обязательные приложения к учетной политике, в частности, отсутствует график документооборота, рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах.