Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики

Цель аудита учетной политики – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.

Задачи аудита учетной политики:

· изучение системы организации бухгалтерского учета;

· оценка учетной политики;

· рассмотрение системы документации и документооборота;

· подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям.

Основные нормативные документы:

· Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;

· Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 № 106н;

· Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации».

Предоставляемые аудитору документы:

· Приказ об учетной политике;

· График документооборота;

· Рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах;

· Формы первичных документов;

· Должностные инструкции сотрудников;

· Утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

· Пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета, а также изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

При проверке аудитор выясняет:

· Кто является ответственным лицом за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики;

· Наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

· Соответствие форм и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

· Последовательность применения учетной политики;

· Наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих достоверно и полно отразить имущественное состояние и финансовые результаты;

· Полноту раскрытия избранных при формировании учетной политики способов ведения учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений пользователями отчетности.

Учетная политика должна быть сформирована главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основании ПБУ 1/2008 и утверждена руководителем организации.

Основной задачей аудита учетной политики является изучение системы организации бухгалтерского учета. Аудитору следует собрать ответы на следующие вопросы:

· имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики;

· имеется ли в организации учетная политика;

· утверждено ли положение о бухгалтерской службе;

· утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;

· ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;

· корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;

· оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;

· утвержден ли график документооборота;

· имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);

· имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;

· утвержден ли график проведения инвентаризации;

· проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком;

· проводятся ли обязательные инвентаризации;

· проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений;

· ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;

· определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;

· определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.

В рамках аудиторской проверки учетной политики в целях налогообложения аудитор проанализировать следующие вопросы:

· кем осуществляется налоговый учет в организации:

· как составлены формы первичной учетной налоговой документации:

· какова технология обработки информации для налогового учета:

· установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров.

· утвержден ли график документооборота.

Аудитору необходимо установить, раскрыты ли в учетной политике следующие положения:

· способ начисления амортизации основных средств;

· способ оценки НМА;

· метод оценки материальных ресурсов и готовой продукции;

· формирование резервов;

· методы оценки активов и обязательств;

· порядок распределения расходов;

· метод признания доходов и расходов.

Типичные ошибки:

а) организация применяет метод, не установленный учетной политикой;

б) учетная политика датирована текущим годом;

в) у организации отсутствуют обязательные приложения к учетной политике, в частности, отсутствует график документооборота, рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах.