Выбор профессии

Профессиональное становление и развитие специалиста

Многие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии. На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, вот мнение родителей оказывает огромное влияние. Рассмотрим 8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову:

1. Позиция старших членов семьи.

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг.

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.

Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать информацией на двух уровнях.

1. Информация о мире профессий в целом. В круг этой информации входят:

• осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;

• знание общетрудовых и общепроизводственных понятий;

• знание отдельных профессий;

• знание или практическое умение по приобретению профессии; по поиску и поступлению на работу; о требуемом уровне образования для различных профессий; о том, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице.

Большой объем информации о мире профессий в целом должны иметь школьники, сформированность профессиональной позиции проявляется:

в положительном отношении к любому виду труда; в определенном уровне осведомленности относительно основных массовых профессий;

в умении различать связи между профессиями, отраженные в классификации;

в умении выделять основные требования профессии к человеку; в стремлении к самооценке в контексте профессионального самоопределения.

2. Информация об отдельных профессиях или группах профессий. Важным является вопрос об источниках получения профессиональной информации. Именно с незнанием источников получения информации связаны основные трудности и ошибки в выборе профессий. Но всё же основная проблема, встающая при обсуждении влияния информированности на адекватный выбор профессии, заключается в том, что человек усваивает поступающую информацию и соотносит её со своими особенностями. Кроме того, в ряде исследований, описанных Д. Браун и Бруксом, доказано, что для принятия адекватного решения клиент должен обладать информацией, полученной из разных источник Человек, с высоким уровнем профессиональной зрелости не накапливает информацию, а ищет её дополнительно для вынесения суждения о соответствии специфики личности специфике профессиональной деятельностью.

Таким образом, выбор сложной и увлекательно профессии педагога-психолога должен быть зрелым, сознательным и опираться на анализ вышеперечисленных факторов.