Общие положения

Государственный образовательный стандарт и его краткая характеристика

 

Специальность 050706 Педагогика и психология (031000) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г.

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Область профессиональной деятельности

Сфера образования

Объект профессиональной деятельности

Обучающийся

Виды профессиональной деятельности

Развивающая,

учебно-воспитательная,

социально-педагогическая,

научно-методическая,

культурно-просветительная,

управленческая.

Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности педагога-психолога, решению типовых профессиональной задач в образовательных учреждениях.

Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

Требования к уровню подготовки абитуриента

Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

Требования к основной образовательной программе

Основная образовательная программа подготовки педагога-психолога разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программу практики.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки педагога-психолога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.

Основная образовательная программа подготовки педагога-психолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Основная образовательная программа подготовки педагога-психолога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДПП – дисциплины предметной подготовки;

ФТД – факультативные дисциплины.

Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки педагога-психолога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.

Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это может быть достигнуто как включением в основную образовательную программу соответствующих курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы (научно-исследовательской, кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими специалистами и т.д.).

 

5.2. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

 

Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в настоящем Государственном образовательном стандарте.

Типовые задачи профессиональной деятельности.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности педагога-психолога являются:

· в области развивающей деятельности:

· диагностика уровня психического развития детей;

· разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;

· разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;

· психологическая поддержка творчески одаренных учащихся;

· проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;

· психологическая поддержка учителей в образовательном процессе;

· в области учебно-воспитательной деятельности:

· психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

· организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

· использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

· воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

· в области социально-педагогической деятельности:

· проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

· организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;

· проведение профориентационной работы;

· оказание помощи в решении задач социализации учащихся;

· индивидуальное консультирование участников образовательного процесса;

· в области научно-методической деятельности:

· выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

· анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

· в области культурно-просветительской деятельности:

· формирование общей культуры учащихся;

· организация культурного пространства образовательного учреждения;

· в области организационно-управленческой деятельности:

· рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

· управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

· организация контроля за результатами обучения и воспитания;

· ведение школьной документации.