Общие положения
Государственный образовательный стандарт и его краткая характеристика
Специальность 050706 Педагогика и психология (031000) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г.
Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Область профессиональной деятельности
Сфера образования
Объект профессиональной деятельности
Обучающийся
Виды профессиональной деятельности
Развивающая,
учебно-воспитательная,
социально-педагогическая,
научно-методическая,
культурно-просветительная,
управленческая.
Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности педагога-психолога, решению типовых профессиональной задач в образовательных учреждениях.
Возможности продолжения образования выпускника
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
Требования к уровню подготовки абитуриента
Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
Требования к основной образовательной программе
Основная образовательная программа подготовки педагога-психолога разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программу практики.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки педагога-психолога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
Основная образовательная программа подготовки педагога-психолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
Основная образовательная программа подготовки педагога-психолога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДПП – дисциплины предметной подготовки;
ФТД – факультативные дисциплины.
Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки педагога-психолога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это может быть достигнуто как включением в основную образовательную программу соответствующих курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы (научно-исследовательской, кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими специалистами и т.д.).
5.2. Требования к профессиональной подготовленности специалиста
Выпускник должен знать:
Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;
основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;
государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.
Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в настоящем Государственном образовательном стандарте.
Типовые задачи профессиональной деятельности.
Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности педагога-психолога являются:
· в области развивающей деятельности:
· диагностика уровня психического развития детей;
· разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;
· разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;
· психологическая поддержка творчески одаренных учащихся;
· проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;
· психологическая поддержка учителей в образовательном процессе;
· в области учебно-воспитательной деятельности:
· психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;
· организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;
· использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;
· воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
· в области социально-педагогической деятельности:
· проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;
· организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;
· проведение профориентационной работы;
· оказание помощи в решении задач социализации учащихся;
· индивидуальное консультирование участников образовательного процесса;
· в области научно-методической деятельности:
· выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
· анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
· в области культурно-просветительской деятельности:
· формирование общей культуры учащихся;
· организация культурного пространства образовательного учреждения;
· в области организационно-управленческой деятельности:
· рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;
· управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;
· организация контроля за результатами обучения и воспитания;
· ведение школьной документации.