ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную тему, чем глоба­лизация. Ей посвящены десятки конференций и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, ре­лигиозные деятели, люди искусства, журналисты. Предметом оживленных дебатов служит буквально все — что такое глобализация, когда она началась, как соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. Однако обилие мнений, подходов и оценок не означает, что раскрыты все аспекты и стороны этого фундамен­тального вопроса, что дальше его изучать не следует. Скорее, напротив, он ждет основательной проработки.

Сегодня это уже не только, а может быть, и не столько модная тема, сколь­ко предмет для глубоких и обстоятельных размышлений. Кажется, период неумеренного восхищения авангардными технологиями и интернет-культу­рой прошел. Наступило время серьезно разобраться в положительных и от­рицательных сторонах информационной эпохи, определиться с той системой социальных и политических координат, которые задают тон и ритм повсед­невной жизни людей, направляют ход истории, а самое главное для нас — будущее России, вектор происходящих в ней процессов, ее место в мировом сообществе, роль в интеграционных процессах, которые охватили букваль­но все страны мира.

Среди ученых, как зарубежных, так и отечественных, не сложилось окон­чательного мнения, можно ли считать глобализацию продолжением в иных условиях предшествующих этапов развития цивилизации или налицо пол­ный разрыв с прошлым, что это принципиально новая точка отсчета в исто­рии человечества, не имеющая прецедента в истории.

Если глобализация — относительно недавнее образование, то в таком слу­чае о ней надо говорить как о всемирном процессе. Если считать ее древним явлением, то глобализация — всемирно-исторический процесс. Определение

«исторический» указывает на хронологическую, или диахронную, составля­ющую процесса глобализации. Определение «всемирное» показывает как бы горизонтальный срез проблемы, синхронное распространение какого-либо качества на все или большинство элементов данного класса.

Зарождение глобалистского видения мира, или, как его еще называют, мироисторического видения, более точно может указать время появления глобализма как особого взгляда на мир, способа мышления, как некоего ал­горитма, при помощи которого люди раньше пытались и сейчас пытаются решать жизненно важные проблемы. В связи с этим целесообразно разли­чать два среза, два понимания глобализма: глобализм как онтологическое явление, глобализм как гносеологическое явление. Расцвет глобалистского мировоззрения оказался подготовленным не только внутренней логикой развития самой науки, но и объективными внешними событиями. Гносео­логический спектр глобализма, постепенно и на протяжении многих сто­летий формировавшийся теоретической мыслью, соединился с онтологи­ческим, означающим, что для глобализма созданы необходимые институ­циональные условия, что мировое общество на практике становится или уже стало глобальным.

Глобализация — сравнительно новый термин, получивший в последнее десятилетие распространение в научной и политической литературе. В США глобализация описывает процесс интенсификации экономических, соци­альных, политических и культурных отношений, разворачивающихся поверх государственных границ9. Его итог — гомогенное мировое пространство, которое охватывает все или большинство стран. Это пространство, воспри­нимаемое как глобальная сцена, включает такие сегменты, как геоэкономи­ка, геополитика и геокультура. Для социальных отношений пока еще не при­думано специального термина, видимо, из-за их неоднородности. Однако чаще всего по отношению к ним используется термин «глобальное социаль­ное неравенство». Он указывает, что глобализация влечет за собой совершен­но разные последствия: одни страны становятся еще богаче, другие — еще беднее.

Глобальное общество — это новый расклад социальных связей, культур­ных норм, психологических установок, духовных ценностей, индивидуаль­ных моделей поведения, политических режимов, экономических институ­тов. Оставаясь клеточками национальных организмов, люди становятся граж­данами мира. В процессе повседневной деятельности они все чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами, учатся жить и работать в мире без границ.

Глобализация — историческая тенденция современной эпохи. Стирают­ся традиционные границы, и общества превращаются в одну политическую систему. Этого не было даже в недавнем прошлом. Вместе с тем глобализа­ция — это еще и такие гигантские проблемы, с которыми не могут справиться отдельные страны и которые касаются всего человечества. К ним, в частно­сти, относится угроза термоядерной катастрофы, тесно связанная с угрозой ядерной войны и техногенными катастрофами. Все это дополняется истоще­нием традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов

9 Akindele S.T., Gidado Т.О., Olaopo O.R. Globalisation, Its Implications and Consequences for Africa (2002). — http://www.scholars.nus.edu.sg/landow/post/africa/akindele lb. html.

энергии. Нерешенность этой проблемы ведет к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продо­вольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит пробле­ма изменения климата на планете, что может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь соотносится с демо­графической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубо­ким противоречием: в развивающихся странах интенсивно растет население, а в развитых странах происходит демо­графический спад, что порождает ог­ ромные трудности для экономическо­го и социального развития. Одновре­менно обостряется проблема Север—Юг, т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами третьего мира. Все боль­шее значение приобретают проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей. После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. резко обострилась проблема борьбы с международ­ным терроризмом.

Сегодня специалисты ООН определили три первоочередные глобальные проблемы для всего человечества:

♦ климатические изменения, вызванные деятельностью человека;

♦ исчезновение биологических видов;

♦ продолжающийся рост народонаселения и потребления.

Четвертой глобальной проблемой можно считать бедность. Именно в бед­ных странах быстрее всего растет население и крайне ограничены запасы продовольствия, именно здесь меньше всего денег на защиту окружающей среды, в то же время именно отставшие в техническом развитии страны про­должают интенсивно вырубать леса и загрязнять природу.

В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разно­родную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, на­чиная с орд, племен, царств, империй и кончая появившимися сравнитель­но недавно национальными государствами. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру.

Нынешнее общество — совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический ла­герь), коалиции правящих групп («большая семерка»), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные орга­низации (ООН). Уже очевидны контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и Интерпола. Увеличивается значение региональ­ных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разде­ление труда, растет роль многонациональных и транснациональных корпо­раций, доход которых нередко превышает доход среднего национального государства. Такие компании, как «Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола» или «Дженерал Моторс», утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки молниеносно реагируют на события.

Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Сред­ства массовой информации превращают нашу планету в «большую деревню».

Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за гра­ницей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других народов. Формируется единый (или по крайней мере общепринятый) разговорный язык — английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же про­граммы по всему свету. Западная массовая культура становится универсаль­ной, а местные традиции размываются.

Начиная с середины XX в. и особенно в последние десятилетия тенден­ция к глобализации качественно повлияла на общество. Национальные и региональные истории становятся лишь дополнением к мировой. В глоба-лизованном мире история протекает иначе, у нее новые приоритеты, движу­щие силы, механизмы и направления. Глобализация подрывает основы «ос­тровного сознания». При всем желании в современном мире нельзя надолго изолироваться от всеобщих проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим.

В современном мире продукция производится и обменивается в мировых масштабах, что стало возможным благодаря поистине глобальному разделе­нию труда. При этом большая часть продукции, потребляемой на Западе, производится в других частях мира и наоборот. Между производственными процессами в различных точках земного шара могут существовать сложные

Врезка