Духовное и идеальное: сходства и различия
Конфликтология духовной сферы. Конспекты лекций.
Никонова С.Б.
Формирование представления о духовном можно связать с наиболее ранними формами религиозного опыта. Дух – некая сила, присущая значимым предметам, людям, окружающему миру, наполняющая их и придающая магические свойства. Ассоциируется с жизнью, с дыханием. То, что наделяет жизненной силой. Со временем представление о духе отделяется от представления о том, духом чего он является. Дух мыслится как способный существовать отдельно от материального мира, который он одухотворяет. В качестве дыхания дух может также покинуть тело человека и странствовать отдельно от него. Дух выходит из тела с последним вздохом. Дух – принцип жизни, потому он не умирает, умирает только тело. Духи бессмертны. Мир полон духов, управляется духами. Потусторонний мир как мир за пределами телесной жизни – мир духов. Дух есть воля, управляющее начало. Отсюда происходит персонификация духа. На основе представления о духе формируется представление о языческих богах как управляющих силах природы и далее представление о Боге-творце, создающем мир и вдыхающем в него жизнь. Здесь дух окончательно отделяется от природы, противопоставляется ей.
Как управляющий принцип мира и его творящее начало, как воля, действующая в мире, дух оказывается источником законов и ценностей. Потому духовная сфера включает в себя всю сферу ценностей, моральных норм, эстетических идеалов, философских и научных смыслов. Это суть человеческой культуры, ее смысл. Как сфера смыслов духовная сфера выражается в языке, искусстве, науке, религии, философии.
Понятие духовного близко к понятию идеального, однако эти понятия не следует путать между собой. Духовное идеально – в том смысле, что оно не является материальным, однако оно не сводимо только к своей идеальной составляющей.
Понятие идеального – понятие метафизики. Метафизика – учение, направленное на поиск вне-физических оснований физического мира. Возникает в классической античной традиции. Необходимость в ней выявляется ввиду того, что на определенном этапе развития мысли первопричины и истоки порядка в физическом мире оказываются необъяснимыми изнутри него самого. Первая развернутая метафизическая система – система Платона. Теория идей Платона продолжает раннеантичный поиск архэ или первопричины упорядоченного устройства космоса. Платон предлагает обратиться в поиске этой первопричины к структуре познавательного акта человека и обнаруживает, что познавательный акт основан на выявлении в различных окружающих вещах неких общих смыслов, обнаружении их единой сущности. На этом базируются классификации вещей по роду и видовому отличию. Это позволяет нам воспринимать мир как упорядоченный. Платон делает вывод: то, что позволяет нам воспринимать и мыслить мир как упорядоченный, является действительной основой порядка в мире. (Именно с этим выводом позднее спорит И.Кант в своей критической системе). Итак, по Платону первопричиной и основой материальных изменчивых многообразных вещей являются вечные и неизменные идеи. Вещи есть копии идей или результат проекции идей на изменчивую и непостоянную материю (что выражено в знаменитом «Символе пещеры» из диалога «Государство»). Существует отдельное царство идей, в этом царстве царит строгая иерархия, поддерживаемая вершиной идеального мира – идеей Блага как источником всего упорядоченного познаваемого бытия. Благодаря идее Блага мир существует как упорядоченный космос, и порядок этого мира может быть познан человеком как существом, обладающим разумом. Разум человека – это способность к постижению идей. Душа, обладающая разумом, – идея, поддерживающая идентичность человеческого существа на протяжении всей жизни и после смерти.
Итак, идеальное есть некая бестелесная субстанция. Идеальный мир – неизменная статичная сфера, порядок которой есть вечный закон всего мира в целом, в том числе и материального. Метафизический Бог – упорядочивающий принцип этой сферы, источник закона, также представляющий собой абсолютную субстанцию, существования которой достаточно для того, чтобы из хаоса возникал порядок и мир существовал в качестве гармоничного космоса. Метафизический Бог безличен.
Метафизическому Богу античности противостоит понимание Бога как духа, предлагаемое древней иудейской традицией. Здесь Бог есть творческое и волящее начало. Он дает закон миру не исходя из вечной природы своей субстанции, но по собственному произволу. Этот Бог есть воля. В то же время для платоновской метафизики воля есть основание порчи и зла в мире, изменчивости материального мира. Воля принадлежит душе и ввергает ее в материю.
Итак, сходство духовного и идеального состоит в том, что и то и другое является бестелесным внефизическим основанием, находимым за пределами телесного физического мира, источником порядка в нем, источником моральных законов и самого бытия мира. Различие состоит в том, что идеальное представляет собой идеальную субстанцию, не обладающую волей. Духовная же субстанция обладает волей, она есть действующее персонифицированное начало.
Пользуясь схемой определения происхождения религии как антропологической проекции, предложенной Л.Фейербахом, можно сказать так: идеальное – это результат анализа человеком своей структуры познание, отделение сферы постигаемого смысла от того, смыслом чего он является. Духовное – это результат анализа самого смыслопостигающего начала, того, кто осмысливает. Идеальное – проекция человеком во вне своего представления о сущности себя самого и мира в целом. Духовное – проекция человеком во вне собственного волящего и постигающего начала.