Научное мировоззрение. Понятие о картине мира.

Когда мы говорим, что система наук дает человеку определенную картину мира, мы подразумеваем при этом, что в нашем сознании на базе научных данных формируется некое отражение окружающей действительности. Отдельные факты, процессы, явления связываются в единое представление о мире, законах его существования и развития. Наука выступает в данном случае тем инструментом, при помощи которого и происходит такое формирование. Однако помимо строгих научных данных имеются еще два фактора, которые определяют картину мира – это личный опыт человека и исторический опыт человечества, который меняется от эпохи к эпохе. Именно поэтому нельзя утверждать, что картина мира базируется только на научных данных – наука делает для этого очень много, но значительную роль играет и мировоззрение человека и общества.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизнен­ные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Как видим, мировоззрение включает в себя элементы научного познания, однако ими не исчерпывается. Наука во многом определяет, как именно предстанет окружающий мир в глазах человека, однако она сама направляется и определяется тем, что человек хочет увидеть в окружающем мире, каковы цели его познания и достижению каких материальных и духовных ценностей оно служит.

Научная картина мира содержит в себе два основных компонента – категориальный и чувственно-образный. Категориальный компонент представлен такими философскими категориями как пространство, время, материя, движение и т.д. Эти категории связываются воедино при помощи основополагающих законов и принципов. Такая система знаний представляет собой костяк, который дополняется понятийным аппаратом отдельных наук. Чувственно-образный компонент – это представление о мире, возникающее на базе категориального. Например, исходя из знаний о строении атомного ядра и электронов была предложена планетарная модель атома, позволяющая при помощи аналогии представить себе, казалось бы, непредставимые, недоступные чувственному познанию вещи.

Научная картина мира начинает формироваться в эпоху Возрождения, когда происходит ряд открытий, позволяющих объяснить многие процессы окружающего мира с помощью научных теорий. Научная картина мира является результатом синтеза знаний на базе определенной теории, именно поэтому до построения классической механики Ньютона такая картина была невозможной. Ньютоновская механика впервые предоставила возможность объяснения явлений, происходящих в различных сферах бытия, с точки зрения единых физических законов. Открытие Галилеем экспериментального метода впервые дало возможность установления таких критериев научного знания, как достоверность и проверяемость. Возрождение не случайно называют эпохой научной. В самом деле, до этого времени человечество пользовалось, по сути, всего двумя физическими принципами – рычаг и колесо. Все механизмы, созданные на протяжении человеческой истории до эпохи Возрождения, основывались именно на них. И только в 12 - 16 вв. появляются новые открытия, позволяющие значительно расширить горизонт человеческого знания. Изобретение линзы и изучение ее оптических свойств привело к созданию таких приборов, как телескоп и микроскоп, что позволило человеку увидеть «дальше и глубже». Астрономические наблюдения привели к появлению математически обоснованной гелиоцентрической картины мира. Дальнейшее развитие физики позволило уточнить эту картину – открытие И. Кеплером законов небесной механики привело к изменению представления о концентрических (круговых) орбитах планет – теперь было доказано, что эти орбиты являются эллиптическими. Работы Гука, Гюйгенса и других естествоиспытателей получили свое обобщение и завершение в основополагающем труде И.Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687). Именно это произведение явилось основой для формирования механистической картины мира.

Период ее господства продолжался до середины XIX века, когда, с развитием таких отраслей естествознания как термодинамика, электромагнетизм и др. некоторые положения были пересмотрены. Окончательно появление нового типа рационального мышления было завершено в 10-е годы XX в., когда были опубликованы работы А. Эйнштейна по общей и специальной теории относительности.

Очень близким по смыслу к понятию «картина мира» является категория парадигмы(от греч. παράδειγμα — пример, обра­зец), введенная в научный обиход американским философом Т. Куном. Кун подразумевал под этим наличие определенного «стиля научного мышления», который основан на теориях, гипотезах и мнениях, распространенных в данное время в данном обществе. Парадигму составляют «…признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Парадигма не является теорией, хотя базируется на определенных фундаментальных теориях, она определяет направления научных исследований, способы решения научных проблем. Смена одной парадигмы на другую происходит спонтанно, под влиянием новых идей, появившихся в науке, и в атмосфере резкого противодействия сторонников прежней парадигмы.