Как организовано международное сотрудничество в области сертификации и аккредитации?

 

Существование общества на современном этапе характеризуется возрастающими темпами развития международных научно-технических и торгово-экономических связей. Однако расширение таких связей в значительной мере сдерживается существованием технических (нетарифных) барьеров для свободной торговли. Ликвидация этих барьеров является основной целью международного сотрудничества в области сертификации и аккредитации. Основным инструментом для этого является взаимное признание результатов испытаний и сертификации.

Ситуация в Европе складывалась следующим образом. После второй мировой войны была разработана концепция о Соединенных Штатах Европы. В Страсбурге 5 мая 1949 года десять европейских государств образовали Совет Европы. Новое образование преследовало цель создания правовых и административных основ общего рынка с равными рамочными условиями для стран участников. По существу основным мотивом было желание устранить правовые, политические и как следствиеторговые барьеры в Европе.

В мае 1952 года начало работать Европейское Сообщество по углю и стали (Горный союз), в состав которого вошли Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды и Люксембург − так называемый I-й Римский договор. 25 марта 1957 года те же шесть стран подписали II-й и III-й Римские договоры, в которых провозгласили о создании Европейского Экономического Сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии. Договоры вступили в силу 1 января 1958 года и имели целью создание в течение 12 лет общего рынка со свободным оборотом товаров, услуг, людей и капитала. 1 июля 1957 года три организации − Горный союз, Европейское Экономическое Сообщество и Европейское Сообщество по атомной энергии были объединены в Европейское Сообщество (ЕС) и основали совместные исполнительные органы, такие как Совет Министров ЕС и Комиссия ЕС.

В I960 году была организована Европейская ассоциации свободной торговли EFTA. Ее создали семь западноевропейских стран. Первая цель EFTА − упразднение таможенных пошлин во внутренней торговле промышленными товарами была достигнута уже в 1966 году. Однако только в 1993 году ЕС и EFTА объединились в Европейское Экономическое Пространство (EWR). К этому времени в ЕС уже вошли Дания, Великобритания и Ирландия, Греция, Испания и Португалия. Позднее, в 1995 году в ЕС вступили так же Австрия, Швеция и Финляндия. Процесс расширения ЕС продолжается до сих пор.

Деятельность государств членов ЕС направлялась на реализацию четырех свобод, механизм осуществления которых приведен ниже:

1. Свободное перемещение людей − через гармонизацию законов о въезде, о предоставлении политического убежища, об оружии, о наркотиках; свободу проживания и свободу трудоустройства граждан в пределах ЕС; усиление внешнего пограничного контроля.

2. Свободное перемещение товаров с помощью ликвидации внутреннего пограничного контроля; гармонизации или взаимного признания минимальных требований к продукции; гармонизацию в налоговой и таможенной сфере.

3. Свободное перемещение услуг через либерализацию финансовых служб; гармонизацию банковского и страхового надзора; открытие транспортных и телекоммуникационных рынков.

4. Свободное перемещение капитала посредством свободного движения денег и капитала;

создания общего рынка финансовых услуг; либерализацию движения ценных бумаг.

7 мая 1985 года была принята Новая концепция технической гармонизации и нормирования (далее − Новая концепция), которая установила совершенно новые критерии и принципы подтверждения соответствия и взаимного признания.

Продукция, изготовленная в соответствии с Европейскими стандартами признается соответствующей основным требованиям закона. Тем не менее, применение (соблюдение) Европейских стандартов является добровольным.

Отныне, к предприятиям предъявляется лишь требования о безопасности, безвредности и в ряде случаев экологичности продукции и производства. Вопросы качества, и как следствие конкурентоспособности, становятся естественной заботой самих производителей. В ЕС работает принцип: "Выживание − дело добровольное".

Новая концепция установила критерии и принципы подтверждения соответствия, однако механизм этого процесса оставался не определенным.

21 декабря 1989 года, Постановлением Совета Европы №90/С 10/01, принята Глобальная концепция оценки соответствия (далее − Глобальная концепция). "Данная концепция рассчитана на формирование условий, необходимых для обеспечения обязательного взаимного признания свидетельств соответствия". В целях реализации Глобальной концепции, были приняты два важнейших законодательных акта:

1. Решение Совета Европы от 13 декабря 1990 года об использовании модулей для различных фаз процедуры оценки соответствия (90/683/EWG), устанавливающее восемь формализованных процедур оценки соответствия продукции европейскому законодательству, которые отчасти могут комбинироваться друг с другом.

2. Решение Совета Европы от 22 июля 1993 года об использовании модулей для различных фаз процедуры оценки соответствия и правилах нанесения и использования знака соответствия (93/465/EWG), уточняющее указанные выше восемь процедур оценки соответствия, а также предписывающее маркировать всю продукцию, вводимую в обращение на территории ЕС и соответствующую законодательству ЕС, знаком.

Согласно основополагающим принципам Новой концепции, Совет Европы выпускает директивы по гармонизации, в которых устанавливает минимальные требования к продукции, а также порядок ее ввода в обращение. Директива ЕС − это законодательный акт, предписывающий всем государствам членам ЕС привести национальное законодательство в соответствие с требованиями данной директивы. Государства участники обязаны внедрять директивы ЕС в национальное законодательство.

Основная цель директив по гармонизации состоит в том, чтобы благодаря изданию единого правового акта сразу получить возможность урегулирования проблем перемещения определенной группы продукции на территории ЕС введением единых требований для всех стран участников без постоянного их взаимного согласования.

Введение в обращение продукции, подпадающей под действие директивы ЕС (следовательно, и автоматически под действие национального законодательства каждой из стран участников) недопустимо без соблюдения основополагающих требований соответствующего закона. Если продукция полностью или частично попадает под действие какой-либо директивы ЕС, то говорят, что данная продукция попадает в законодательно регулируемую область. Изготовитель такой продукции при вводе ее в обращение на территории ЕС заявляет под свою исключительную ответственность, что данная продукция соответствует всем положениям директив и маркирует эту продукцию соответствующим таком.

Для доказательства соответствия продукции требованиям закона и правомерности нанесения знака разработана так называемая модульная концепция оценки соответствия, введенная благодаря принятию Глобальной концепции.

Выбор метода (модуля) оценки соответствия продукции в законодательно регулируемой области остается за изготовителем, однако этот выбор может быть существенно ограничен. В каждой директиве ЕС, а, следовательно, и в национальном законодательстве стран участников, помимо рамочных требований к продукции указаны и требования к процедуре подтверждения ее соответствия тем самым рамочным требованиям.

Директивы ЕС по гармонизации устанавливают требования к продукции, которая является потенциально опасной для человека, окружающей среды, инфраструктуры. Значительная часть изделий не попадает под действие этих Директив, и, следовательно, ее ввод в обращение не регулируется на законодательном уровне. Поскольку законодательство не предъявляет к такой продукции никаких требований, то ничто не может ограничить производителя при вводе этой продукции на рынок. При этом установление, подтверждение или Доказательство соответствия продукции чему-либо также не требуется. Говорят, что продукция не попадающая под действие законодательства попадает в законодательно нерегулируемую область, которую еще называют свободной, добровольной или нерегулируемой.

Исходя из целей ЕС, и в частности ликвидации технических барьеров в торговле, Комиссия ЕС ставит перед странами участниками задачу создания действующих на основании европейских стандартов серии EN 45000 национальных систем аккредитации в нерегулируемой области, что должно стать базой для формирования взаимного доверия к работе органов по испытаниям и сертификации.

Для Общего рынка, Комиссия ЕС придерживается мнения, что наличие у изготовителей сертификатов соответствия, выданных независимой третьей стороной, предоставит им некоторые преимущества в конкурентной борьбе с изготовителями, не имеющими таких свидетельств. Комиссия выступает за создание единой европейской системы сертификации и в нерегулируемой области. Центральную позицию при этом занимает аккредитация испытательных лабораторий и органов по сертификации на основе единых согласованных принципов и правил (EN 45000).

Еще в 1989 году Совет Европы для движения в направлении взаимного признания рекомендовал: способствовать применению и сертификации систем качества по модели стандартов серии EN 29000 (ISO 9000); применять стандарты серии EN 45000; способствовать развитию централизованной системы аккредитации; основывать организации по испытаниям и сертификации, главная задача которых состояла бы в разработке и координации соглашений о взаимном признании результатов испытаний и сертификации; разрабатывать программы на уровне ЕС по созданию достаточного количества структур по испытаниям и сертификации в странах членах ЕС; заключать соглашения на уровне ЕС о взаимном признании результатов испытаний и сертификации с третьими странами.

На европейском уровне функционируют различные организации, обеспечивающие реализацию интеграционной политики ЕС. К ним относятся такие организации ИСО, МЭК, CEN, CENELEK, EUROLAB, Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОТС) и многие другие.

Международная организация по стандартизации (ИСО). Деятельность Международной организации по стандартизации (ИСО) в области сертификации заключается в организационно-методическом обеспечении данной процедуры. При разработке стандартов ИСЛ на продукцию основной акцент делается на установление единых методов испытаний, а также на определение требований к продукции в части ее безопасности для жизни, здоровья людей, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости.

На основе национального опыта передовых в промышленном отношении стран в ИСО разработаны также стандарты, устанавливающие единообразный подход к оценке систем обеспечения качества продукции на предприятиях (семейство стандартов ИСО серии 9000).

Комитет по оценке соответствия (КАСКО), входящий в структуру ИСО был создан в начале 70-х годов в связи с бурным развитием сертификации во всех странах мира. Этому органу поручено: изучение способов оценки соответствия продукции и систем качества стандартам; подготовка руководства по испытаниям, инспекции и сертификации продукции, процессов, служб, а также по оценке испытательных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций по сер­тификации систем качества; содействие взаимному признанию национальных и региональных систем качества, а также использование международных; содействие взаимному признанию национальных и региональных систем качества, а также использование международных стандартов на испытания, инспекцию, сертификацию систем качества.

КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации, созданию методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации по взаимному признанию результатов испытаний. Кроме того, КАСКО периодически проводит анализ всех действующих национальных, региональных и международных систем сертификации с целью своевременного принятия мер по организации международных систем сертификации продукции на соответствие стандартам ИСО.

Результаты работы КАСКО имеют особое значение для стран, где создаются национальные системы сертификации. За последние несколько лет КАСКО совместно с МЭК подготовил целый ряд руководств по основным аспектам сертификации. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации.

Международная электротехническая комиссия (МЭК). В рамках МЭК организованы две международные системы сертификации. Первая система − Система сертификации изделии электронной техники (ИЭТ), созданная в 1980 г. (резисторы, конденсаторы, транзисторы, электроннолучевые трубки и др.). В настоящее время в Системе участвуют 24 страны, признающие ее правила и процедуры.

Цель создания Система сертификации ИЭТ − содействие международной торговле изделиями электронной технике посредством установления единых требований к этим товарам, методам оценки их соответствия, чтобы эти изделия были одинаково приемлемы во всех странах − участницах системы без проведения повторных испытаний.

Россия участвует в Системе сертификации ИЭТ МЭК как правопреемница СССР, который присоединился к Системе в 1982 г.

Вторая система − Система МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭКСЭ), в которой с 1984 г. осуществляется сертификация на соответствие стандартам МЭК по безопасности 14 видов электротехнических изделий (в том числе бытовые электроприборы, медицинская, вычислительная, информационная техника, кабели, светотехнические, электроустановочные изделия и т. д.).

Цель деятельности этой Системы − содействие международной торговле электрооборудованием, эксплуатация которого осуществляется специалистами в области электротехники, на основе взаимного признания результатов сертификации, осуществляемой в странах − участницах Системы.

В настоящее время в число участников Системы входят 34 национальных сертификационных органа. Среди них США, Канада, Англия, Франция, Япония и другие ведущие страны мира и 70 испытательных лабораторий, которые по желанию заявителя из любой страны могут провести испытания электрооборудования и выдать сертификат, подтверждающий соответствие изделия требованиям стандарта МЭК. Этот сертификат позволяет без дополнительных испытаний получить национальный сертификат соответствия или одобрение в любой стране − участнице Системы.

Россия участвует в этой Системе как полноправный член с 1989г.

Европейский комитет по нормированию (стандартизации) (СЕН). Основная цель СЕН в области сертификации и аккредитации − содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов; сотрудничество со всеми организациями региона, занимающимися стандар­тизацией; предоставления услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).

Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). Основное направление деятельности СЕНЭЛЕК в области сертификации и аккредитации состоит в устранении любых технических различий между национальными стандартами стран-членов, между процедурами сертификации соответствия изделий требованиям стандартов и недопущении тем самым возникновения технических барьеров в торговле товарами электротехнических отраслей.

25 апреля 1990 года был подписан Меморандум о взаимопонимании и создана Европейская организация по испытаниям и сертификации (European Organisation for Testing and CertificationEOTС. Эта организация была основана Комиссией ЕС при участии Ассоциации стран свободной торговли (EFTA) и европейских организаций по нормированию − CEN и CENELEC. В начале 1993 года, ЕОТС была преобразована в самостоятельную организацию в соответствии с бельгийским законодательством. Целью организации является создание единой европейской системы испытаний и сертификации. ЕОТС ведет реестр органов, признающих результаты испытаний и сертификации друг друга.

Немного позднее были созданы еще две организации, внесшие огромный вклад в дело взаимного признания: Европейская кооперация по аккредитации лабораторий(European Cooperation for Accreditation of Laboratories − EAL) и Европейская организация по аккредитации органов но сертификации(European Accreditation of Certification - EAC)

Обе организации декларировали своей целью формирование доверия между национальными органами по аккредитации; обмен опытом; унификацию систем и критериев аккредитации; взаимное признание аккредитаций; сотрудничество при обучении экспертов и обмен ими.

Следующим шагом в области расширения сотрудничества стало образование в ноябре 1997 года Европейской организации по аккредитации (ЕА − European Accreditation) путем объединения ЕАС и EAL. Задача этой организации − гарантировать поддержание адекватного уровня компетентности на всем европейском пространстве. Это достигается через соглашения о взаимном признании и расширение этой сети по всему миру, что позволит заложить основы для реализации принципа: "проверено и сертифицировано здесь − признается везде»

Международный форум по аккредитации (International Accreditation − IAF) был основан в 1993 г. (Хьюстон, Техас, США). Он объединяет национальные органы, проводящие оценку и аккредитацию органов по сертификации. IAF − это всемирная ассоциация аккредитованных органов по оценке соответствия, которая содействует торговле и коммерции в соответствии с политикой Всемирной торговой организации (WTO) путем установления Соглашений о Многостороннем Взаимном Признании (Multilateral Mutual Recognition Agreement − MLA), основанном на эквивалентности программ аккредитации, осуществляемых соответствующими национальными органами. При этом процедуры оценки соответствия должны основываться на стандартах или руководствах, разработанных ИСО/КАСКО и принятых по правилам ИСО/МЭК.

Целью и задачей JAF является: Обмен опытом между органами по аккредитации органов по сертификации; унификация систем и критериев аккредитации; взаимное признание аккредитаций и сертификатов.

Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации (ILAC).

С середины 70-х годов в разных странах стали создаваться системы аккредитации испытательных лабораторий, и в 1977 г. в Копенгагене впервые была созвана Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (International Laboratory Accreditation ConferenceILAC), которая не имела формы организации и преследовала цель обмена опытом по юридическим и техническим аспектам процедуры. По существу ILAC − это международный форум, а не организация в обычном представлении.

Для принятия решения о ежегодном проведении конференции главным побудительным мотивом стало Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле и важность международного взаимного признания сертификации, результатов испытаний и систем аккредитации.

Основное направление деятельности ILAC − содействие признанию результатов испытаний аккредитованных лабораторий путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании систем аккредитации испытательных лабораторий.

Деятельность ILAC играет большую практическую роль в заключении соглашений на уровне органов по аккредитации испытательных лабораторий. Для взаимного признания результатов испытаний необходима гармонизация критериев аккредитации лабораторий и процедуры аккредитации, что является еще одной важной задачей ILAC. В этом направлении ILAC поддерживает тесные деловые контакты с ИСО, МЭК, МОЗМ и другими международными организациями. Деятельность ILAK в значительной мере повлияла на принятие в ЕС европейских стандартов EN 45000, которые устанавливают требования к аккредитуемым испытательным лабораториям, органам по аккредитации и сертификации, совместная работа ILAC и EEC ООН позволила четко классифицировать возможные международные соглашения по взаимному признанию, которые делятся на четыре группы: взаимное признание национальных систем аккредитации (например, двустороннее соглашение между Канадской ассоциацией по стандартизации и Японским советом электротехнических испытательных лабораторий); взаимное признание результатов испытаний, как правило, на межправительственном уровне (соглашение между странами-членами ЕС о признании утвержденных образцов сосудов высокого давления); участие в международных (региональных) системах сертификации, созданных в неправительственных организациях (система МЭКСЭ); меморандум о взаимопонимании. В ряде случаев меморандум действует несколько лет и создает условия для решения ряда вопросов, связанных с взаимным признанием (признание результатов контроля качества, информирование партнера по взаимосогласованным вопросам и др.).

ILAC играет большую роль в информационном обеспечении заинтересованных сторон. ILAC издает Указатель национальных систем аккредитации и испытательных лабораторий, которые в них аккредитованы; библиографический указатель литературы по аккредитации. Материалы о деятель­ности ILAC регулярно публикуются в журнале "Метрология", который издает Международная организация мер и весов (MOMB). ILAC разработана классификация испытаний и изделий для систем аккредитации, которая опубликована в Справочнике. Кроме Указателя, ILAC издает Ежегодник для специалистов по сертификации. Помимо специальной информации в нем даются сведения об официальных представителях органов по аккредитации, к которым можно обращаться за консультацией.

Рабочими органами ILAK являются комитеты: по проведению конференций; по прикладному применению аккредитации в торговле; по практике аккредитации; по практической работе лабораторий; редакционный комитет.