Как организуются работы по сертификации систем менеджмента качества?

 

Организация работ по сертификации включает предварительный (предсертификационный) этап и непосредственно три этапа сертификации:

I − предварительная оценка системы качества;

II − проверка и оценка системы качества в организации;

III − инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.

На предсертификационном этапе заявитель должен подготовить и представить в орган по сертификации комплект исходных материалов.

Предварительная оценка системы качества состоит в предварительном анализе и оценке описания системы качества в документах проверяемой организации. Предварительная оценка проводится органом по сертификации на основе анализа представленных сведений с целью определения степени готовности проверяемой организации к сертификации системы качества и целесообразности проведения дальнейших работ по сертификации. Исходными документами, представляемыми заявителем в орган по сертификации являются: декларация-заявка на проведение сертификации; политика организации (заявителя) в области качества; перечень внутрифирменных документов системы качества; организационно-структурные схемы заявителя и его службы качества; анкета-вопросник проведения предварительного обследования системы качества; исходные данные для предварительной оценки состояния производств.

Орган по сертификации вправе также затребовать от проверяемой организации другие дополнительные сведения, необходимые для сертификации систем качества. К их числу могут быть отнесены стандарты предприятия, регламентирующие проведение испытаний и контроля; документы, описывающие технологию (процедуры) изготовления продукции или проведения работ и др.

Анализ исходных документов проводится комиссией, возглавляемой главным экспертом. Одновременно с анализом исходных данных, поступивших от заявителя, может быть проведено предварительное ознакомление с системой качества или ее элементами с выездом представителя органа по сертификации на предприятие. Часто организуется сбор и анализ дополнительных сведений о качестве продукции из таких независимых источников, как органы государственного надзора и контроля, общества потребителей, ремонтных организаций и др.

При подготовке к проверке и оценке системы качества (этап II) составляется программа проверки, распределяются обязанности между членами комиссии, готовятся рабочие документы. Программы проверки разрабатывает главный эксперт и утверждает руководитель органа по сертификации. Программа согласовывается с проверяемой организацией. Рабочие документы. Разрабатываемые экспертами, носят вспомогательный характер, их применяют для облегчения, упорядочения и повышения эффективности проверки. К их числу Могут быть отнесены перечни контрольных вопросов для оценки элементов системы качества, формы для документирования вспомогательных данных и др.

Проверка включает следующие основные процедуры: предварительное совещание; собеседование проверяемой организации; составление акта проверки; заключительное совещание.

Предварительное совещание проводится с целью представления членов комиссии представителям проверяемой организации, сообщения о целях и программе проверки, используемых при проверке методов и процедур, установления процедур взаимодействия между членами комиссии и сотрудниками проверяемой организации, определения этапов и сроков проведения проверки.

Обследование проверяемой организации осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Сбор фактических данных производится посредством опроса персонала, анализа используемых документов, анализа процессов производства, анализа деятельности функциональных подразделений, анализа деятельности персонала, изучения и оценки проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции. При проверке и оценке системы, распространяющейся на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, необходим дополнительный анализ конструкторской и технологической документации, нормативных документов (ГОСТ, ТУ, СТП и др.), методической документации (методик проведения работ, инструкций и т. п.), рабочей аналитической документации (протоколы и отчеты испытаний, планы контроля, рабочие журналы, формы регистрации наблюдений и пр.), состояния средств технологического оснащения и средств контроля и измерений параметров процессов и продукции. Этим проверяется способность организации обеспечивать соблюдение обязательных требований к продукции.

Полученная в результате опроса информация сопоставляется с информацией, полученной из других независимых источников, таких как физические наблюдения, измерения, зарегистрированные данные. Все наблюдения документируются и подтверждаются объективными данными. Особенно четко должны фиксироваться данные, указывающие на наличие несоответствий.

Акт проверки. В акте должны быть отражены все проведенные стадии: предварительная работа с документами, и проверка на месте. В акте представляется: место и время проведения аудита; вид аудита; участники аудита; описание и оценка отклонений; рекомендации по проведению следующего аудита.

Отчеты по аудиту являются конфиденциальной документацией и могут быть доступны только лицам, имеющим к ним отношение. Для этого должен быть предусмотрен специальный лист выдачи. Отчет по аудиту должен быть подготовлен и издан в кратчайшие сроки, которые согласуются при планировании аудита. С передачей отчета по аудиту проверяемой организации аудит считается законченным.

Документация по аудиту является важным доказательством эффективного функционирования системы качества. В связи с этим рекомендуется хранить документы по аудиту в архиве не менее 10 лет.

Заключительное совещание. Проводится главным аудитором, который подводит основные итоги проведенного аудита, дает (при необходимости) обоснование оценок отклонений, знакомит присутствующих с заключительным отчетом по аудиту.

Решение о рекомендации системы качества к сертификации (отказе в сертификации системы качества) принимает главный эксперт по согласованию с руководством органа по сертификации на основании акта о результатах проверки и оценки системы качества. Окончательное решение о регистрации сертификата соответствия системы качества в Реестре Регистра и выдаче разрешения (лицензии) на право применения знака соответствия принимает Технический Центр Регистра. Срок действия сертификата соответствия системы качества, как правило, не превышает 3 лет. По окончании его действия проводится ресертификация системы качества.

Инспекционный контроль проводится с целью проверки результативности и эффективности функционирования системы, действенности разработанных корректирующих мероприятий по отмеченным несоответствиям (если таковые были выявлены при проведении сертификационного аудита).

Кроме планового инспекционного контроля может осуществляться внеплановый. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может отменить действие выданного сертификата.