ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ ОБЩЕСТВА
Человеческое общество чрезвычайно многообразно — его численность колеблется от нескольких десятков или сотен человек (локальная группа собирателей, первобытные род и племя, вождество) до сотен миллионов и даже миллиардов (современные Китай и Индия). Общества бывают большими и маленькими, простыми и сложными, знающими и не знающими письменность, руководствующимися в своей жизни законом и не подчиняющимися ему. Первобытное общество состояло из небольших бродячих групп численностью от 40 до 60 человек, кровных родственников, которые и кочевали по земле в поисках пищи. В свое время Платон полагал, что 5040 семейств достаточно для образования настоящего общества. Аристотель назвал такое общество чрезмерным. В XVIII в. Райналь назвал чудовищным общество в 20— 30 млн человек. А как быть с современными сверхдержавами (США, Китай, Россия) или Римской империей, в которой Азия и Африка скромно числились в «провинциях»?
Мифологический образ мира.Современному взгляду на окружаюший мир предшествовала череда поисков, ошибок и открытий. Первобытные люди, не вооруженные современными научными знаниями, представляли мир поде-
ленным на три уровня, или три сферы: наверху обитали светлые силы (бп жества либо лобрые духи); средний, или срединный, мир отводился для ж,~ вых людей; в нижнем мире, т.е. подземном царстве, обитали души умерших"
Мифологическая картина олицетворяла строение Космоса. Три уровня ~! это три зоны Космоса — небо, земля и преисподняя (загробный мир). В бон шинстве мифов центр мироздания, где пересекаются его вертикальные п горизонтальные координаты, располагается в срединном мире — сообществе людей. На земле ему соответствовал центр деревенского поселения, алтарь в храме, трон во дворце правителя. Часто таковым выступало погребальное сооружение, символически соединявшее посю- и потусторонний миры.
Срединный мир олицетворяло мировое дерево, изображение которого часто ставили в центре жилища. Его предназначение — соединять все три мира и служить центром мироздания. Специалисты, в частности В.Н. Топоров, выделяют целый космологический период в истории культуры — эпоху мирового древа. В скандинавской мифологии мировое древо (ясень) «проросло» сквозь все миры: его корни грызет змей, крону венчает орел, ветви гложет олень, олицетворяющий срединный мир. В финно-угорской традиции функцию мирового древа, соединяющего все миры, выполняет Млечный Путь. В древнеиндийских мифах Космос творился из расчлененного тела первочеловека. В древнеисландском мифе описывается убийство богами первозданного великана, чья «плоть стала землей, стали кости горами, небом стал череп... а кровь его — морем».
Космос, символизирующий в мифах порядок и гармонию, рождается из хаоса, который постоянно сосуществует с человеком и его обществом.