Что такое сертификация? Каковы её основные цели?

СЕРТИФИКАЦИЯ

 

 

Доверие покупателя к тому или иному товару (услуге), к их качеству в различные периоды развития общества складывалось по-разному.

Первоначально о качестве товара судили на основании заключенного двустороннего договора между производителем и потребителем, Такого рода договор должен был включать в себя все возможные требования, которым удовлетворял бы товар (услуга). С ростом производства, с всё возрастающими потребностями потребителей, с расширением их требований заключаемые договора все" более и более "распухали", а их количество стремительно увеличивалось. Мало того, часть требований (как показывали анализы договоров) была относительно постоянна и стабильна для большинства потребителей. Всё это привело к тому, что взаимоотношения между производителем и потребителем стали строиться на несколько другой основе ‒ на основе соблюдения производителем некоторого минимума обязательных требований к тому или иному товару, изложенных в соответствующих нормативных документах и вынужденного доверия потребителя как к этим документам, так и к производителю. Однако иногда производитель вольно или невольно не соблюдал предъявляемые требования, иногда эти требования уже не соответствовали реальным потребностям, а потребитель не обладал возможностями для проверки качества товара (услуги). Роль посредников во всё чаще и чаше возникающих спорах стали принимать различного рода союзы и объединения. Их роль сводилась к более жёсткому контролю реального соблюдения требований нормативной документации. Финансирование таких контролирующих органов осуществлялась обычно либо за счёт промышленных предприятий, либо за счёт государства. Естественным следующим шагом на пути формирования доверия стало привлечение к проверке соответствия товаров (услуг) предъявляемым требованиям организаций, не зависящих пи организационно, ни финансово ни от одной из участвующих в решении данного вопроса сторон. Такого рода организации, получившие официальное подтверждение своей компетентности и признание правомочности осуществлять какую-либо деятельность в области сертификации, называются органами по сертификации

Сертификация − это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Третьи сторона − это лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (участвующие стороны представляют интересы производителей − первая сторона и потребителей − вторая сторона).

Сертификация даёт возможность объективно оценить продукцию, представить потребителю подтверждение её безопасности, обеспечить контроль за соответствием продукции требованиям экологической чистоты, повысить её конкурентоспособность.

Основными целями сертификации являются:

• создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

• содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуг);

• содействие экспорту и повышению конкурентоспособности продукции;

• защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца);

• контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем