Возникновение синтеза
Возможен ли синтез ценных элементов как консервативной, так и радикальной традиций, современного функционализма и конфликтной теории и развитие единой интегрированной теории социального неравенства?
Центральный тезис этой книги состоит в том, что это не только возможно, но что процесс уже идет. Третий подход к предмету социального неравенства уже становится заметен. Это подход, который медленно, но верно закладывает основы того, что в гегелевской терминологии называется синтезом... Определенное движение в сторону синтеза очевидно даже в трудах упомянутых выше функционалистов и теоретиков конфликтного подхода... Такие ученые, как Дэвис, Парсонс, Дарендорф и даже Миллс в свои молодые годы, уже сделали существенный шаг в направлении синтеза.
Однако есть и другие, которые ушли гораздо дальше, и эти ученые заслуживают специального внимания, поскольку их труды представляют собой уже самое сильное приближение к возникающему синтезу. Одним из пионеров в этом движении был великий немецкий ученый Макс Вебер. Хотя он никогда не развивал систематическую теорию социальной стратификации, он все же часто обращался к различным аспектам распределительных процессов. В его трактовке аналитический подход был явно доминирующим, и он соединил в своих работах ценные элементы обеих исторических традиций. То же можно сказать о его выдающемся итальянском современнике Вильф-редо Парето.
Другим пионером синтетического движения является Питирим Сорокин. Его ранняя работа «Социальная мобильность» является, вероятно, первым экстенсивным и систематическим изложением социальной стратификации, в котором доминирует синтез. Здесь можно видеть разумную комбинацию и сочетание элементов обеих традиций. Это особенно проявляется в использовании многомерного видения стратификации...
В последнее десятилетие произошел выход на важную новую стадию возникновения и развития синтеза. Впервые в истории некоторые ученые пришли к ясному и сознательному видению проблемы в диалектических терминах. Первый, кто сделал это, был способный польский социолог Станислав Оссовский. В своей книге «Классовая структура в социальном сознании», опубликованной впервые в 1957 г., через год после польских и венгерских волнений, Оссовский вновь выступил против позиции, разделяющей марксистов и функционалистов в их видении и интерпретации классовой структуры. Однако в отличие от тех, кто рассматривал эту проблему раньше, Оссовский не ставил вопрос: «Какой взгляд верен?» Он, скорее, стремился продемонстрировать, что оба взгляда в основе своей верны. Он утверждал, что это возможно, поскольку человеческие общества гораздо сложнее, чем любая известная теоретическая система, и оба подхода представляют лишь частичный взгляд или подчеркивают определенные аспекты реальности, игнорируя другие. Например, он заявил, что есть факты, согласующиеся как с советским, так и с американским утверждениями, что их общества бесклас-
совые, как есть и другие факты, которые подтверждают утверждение, что это классово-стратифицированные общества. Одновременно он показывает, как одно и то же общество может анализироваться и как двухклассовое общество в марксистских категориях и как трех- или более классовое общество в категориях функционализма.
Позднее молодой бельгийско-американский ученый Пьер ван ден Бергх (Berghe) опубликовал статью того же направления. В ней он стремился по казать, что марксистская и функционалистская теории, «два основных подхода, доминирующие в социальной науке, представляют частичные, но взаимодополняемые взгляды на реальность». Чтобы доказать это, он проанализировал четыре важные области конвергенции и взаимопересечения, показав что даже в точках видимого расхождения достигнут синтез. Хотя его трактовка проблемы была значительно менее детальная, чем Оссовского, и гораздо менее сфокусирована на предмете стратификации, он разделил ту же точку зрения.
Интересно, что ни Оссовский, ни ван ден Бергх, кажется, не знати о работах друг друга...
Перевод с англ. В.И. Ильина
Сокращено по источнику: Веб-страница http://socnet.narod.ru/librarv/ authors/Ilyin/hrest/Lenski.htm.
Т. Парсонс Понятие общества1
Общество является особым видом социальной системы. Мы рассматриваем социальную систему как одну из первичных подсистем системы человеческого действия наряду с такими подсистемами, как организм, личность индивида и культурная система<...>
При определении общества мы используем критерий, который восходит по меньшей мере к Аристотелю. Общество — это такой тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению.
1 Авторы решили не давать собственной главы о теоретических воззрениях Т. Парсонса. а прелое г, вить больше места ему самому. Ни в одном учебнике, зарубежном или отечественном, в краткс пересказе не удалось отразить всю глубину и неоднозначность его мыслей. Пусть читатель состав собственное мнение о теории Парсонса.
S
Это определение имеет в виду абстрагированную систему, по отношению к которой аналогично абстрагированные подсистемы действия образуют первичные среды. Эта точка зрения резко контрастирует с общепринятым взглядом на общество как образование, состоящее из конкретных человеческих индивидов. Организмы и личности членов общества были бы в таком случае чем-то внутренним для общества, а не частью его окружения<...>
При таком понимании критерий самодостаточности может быть подразделен на пять подкритериев, каждый из которых относится к одной из пяти сред социальных систем: высшей реальности, культурных систем, систем личности, поведенческих организмов и физико-органической среды. Самодостаточность общества является функцией от сбалансированной комбинации механизмов контроля над его отношениями с этими пятью средами, а также от его собственного состояния внутренней интеграции.
Мы обратились к иерархии контроля, который организует отношения аналитически вычлененных систем. Это включает в себя кибернетические аспекты контроля, посредством которых системы с высоким уровнем информации, но с низким уровнем энергии управляют другими системами с более высоким уровнем энергии, но более низким уровнем информации (табл., стб. 5). Так, программируемое следствие механических операций (например, в стиральной машине) может контролироваться переключателем таймера, использующего очень мало энергии в сравнении с энергией, приводящей в движение составные части машины и согревающей воду. Другим примером является ген и контролируемый им синтез протеина, а также иные аспекты клеточного метаболизма.
В таблице представлены основные отношения между социетальной системой и ее общей системой внешних сред в терминах используемой нами функциональной схемы. В столбце 1 перечислены функциональные категории, интерпретирующие здесь на уровне общего действия, в столбце 2 вычленена социальная система из других в соответствии с ее интегратив-ными функциями внутри системы действия, в столбце 3 перечислены три других первичных подсистемных действия как непосредственная (в рамках действия) среда социальной системы. В столбце 4 представлены две среды, внутри которых функционируют системы действия — поскольку они здесь различаются, т.е. физико-органическая среда, отношения с которой опосредованы в первом примере поведенческим организмом, и среда, которую мы называем «последняя реальность», отношения с которой опосредованы конститутивными символическими системами (т.е. религиозными компонентами) культурной системы. Наконец, в столбце 5 показаны два направления, по которым различные факторы осуществляют свое влияние на эти системы... Если мы движемся вниз, контроль над все более необходимыми условиями делает возможной реализацию образцов, планов и программ. Системы, расположенные по порядку выше, соответственно выше по уровню информации, в то время как расположенные ниже — выше по уровню энергии.
Культурная система структурирует обязательства перед вашей реальностью в значимые ориентации по отношению к остальному окружению и системе действия, физическому миру, организмам, личностям и социальным системам. В кибернетическом плане она занимает высшее место в системе действия, затем располагается социальная система, ниже соответственно
личность и организм. Физическая среда — последняя в обусловливающем (в отличие от организационного) смысле слова. В той мере, в какой физические факторы не контролируются кибернетически высокоупорядоченны-ми системами, мы должны адаптироваться к ним — иначе человеческая жизнь исчезнет. Зависимость человека от кислорода, пищи, приемлемых температур и т.д. является очень знакомым примером.
В силу нашей широкой эволюционной перспективы главное внимание среди несоциальных подсистем действия мы уделим культурной системе. Вследствие длительного процесса развития и разнообразных обстоятельств возникают формы социальной организации, обладающие все большими адаптивными способностями<...> В более развитых обществах различия между личностями могут даже расти, в то время как структуры и процессы общества становятся все менее зависимыми от индивидуальных особенностей<..->