Как организовано международное сотрудничество в области метрологии?

Что такое сертификация средств измерений и кто ее осуществляет?

 

В соответствии с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" в России создана Система сертификации средств измерений, которая носит добровольный характер и удостоверяет соответствие измерительных средств заявителей метрологическим правилам и нормам.

В организационную структуру Системы входят: Управление метрологии Госстандарта РФ − Центральный орган системы, Координационный Совет, Аппеляционный комитет, Научно-методический центр − Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС), органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) средств измерений. Основной целью системы является обеспечение единства измерений, содействие экспорту и повышение конкурентноспособности средств измерений. Система открыта для вступления и участия в ней юридических лиц.

Для сертификации средств измерений применяют схемы 3, 4, или 5 (см. далее). Сертификацию СИ осуществляют аккредитованные органы по сертификации средств измерений с учетом результатов испытаний, проведенных аккредитованными на техническую компетентность и независимость испытательными лабораториями (центрами). Аккредитацию органов по сертификации проводит Центральный орган Системы.

Сертификат соответствия выдает заявителю Центральный орган Системы или орган сертификации на основе лицензионного соглашения с Центральным органом Системы; они же устанавливают и срок действия сертификата. Центральный орган Системы организует инспекционный контроль за работой аккредитованных органов по сертификации.

 

 

Испытания и контроль качества продукции, сертификация, аккредитация метрологических лабораторий сопряжены с действиями, основанными на национальных системах измерений. При оценке соответствия продукции требованиям стандартов осуществляются измерения различных параметров, начиная от характеристик самой продукции до параметров внешних воздействий при ее хранении, транспортировке и использовании. При сертификационных испытаниях, устанавливающих соответствие товара обязательным требованиям, методика и практика измерений прямо сказываются на сопоставимости результатов, что непосредственно связано с признанием сертификата. Следовательно, метрология будет обеспечивать интересы меж­дународной торговли, если соблюдается единство измерений как необходимое условие сопоставимости результатов испытаний и сертификации продукции. Эта задача и является важнейшей в деятельности международных организаций по метрологии, благодаря усилиям которых в большинстве стран мира принята 30

Международная система единиц физических величин (СИ), действует сопоставимая терминология, приняты рекомендации по способам нормирования метрологических характеристик средств измерений, по сертификации средств измерений, по испытаниям средств измерений перед выпуском серийной продукции Международные метрологические организации работают в контакте с ИСО и МЭК, что соответствует более широкому международному распространению единства измерений.

Наиболее крупные международные метрологические организации − Международная организация мер и весов (МОМВ) и Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ).

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) учреждена на основе межправительственной Конвенции, подписанной в 1965 году. Россия участвует в МОЗМ как правопреемница Советского Союза. Организация объединяет более 80 государств. Цель МОЗМ − разработка общих вопросов законодательной метрологии, в том числе установление классов точности средств измерений; обеспечение единообразия определения типов, образцов и систем измерительных приборов; рекомендации по их испытаниям для унификации метрологических характеристик; порядок проверки и калибровки средств измерений и т.д.

На 4 Международной конференции МОЗМ в 1972 году ее цели были дополнены более обобщенной формулировкой, отражающей суть основных задач международного сотрудничества,к которым относятся:

• установление взаимного доверия к результатам измерений технических характеристик сырья, полуфабрикатов и промышленной продукции, проводимых в каждой из стран участниц Конвенции;

• определение общих принципов законодательной метрологии;

• установление необходимых и достаточных характеристик и требований, которым должны отвечать средства измерений (чтобы их применение по согласованию с государствами членами могло быть рекомендовано в международном плане).

На последующих конференциях задачи дополнялись в соответствии с развитием сертификации, а также стандартизации систем управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000.

Высший орган МОЗМ − Международная конференция законодательной метрологии, которая созывается с интервалом 4 года. В работе конференции обычно участвуют не только страны-члены, а также различные международные союзы, чья деятельность связана с метрологией. Решение носит рекомендательный характер и лишь морально заставляет страны- члены организации внедрять их по возможности.

Исполнительный орган МОЗМ − Международный комитет законодательной метрологии, состоящий из представителей от каждой страны члена МОЗМ. Представители стран не наделены правом брать на себя обязательства от имени правительства своего государства. При Комитете действует консультативный орган − Совет президента. В его состав входят два вице-президента, директор Международного бюро законодательной метрологии и несколько членов. Решения принимаются на сессиях Комитета, которые проводится ежегодно, в особых случаях и чаще. Резолюции, принимаемые Комитетом, действительны при единогласной поддержке всех его членов.

Работу Комитета и Конференции координирует Международное бюро законодательной метрологии (МБЗМ), находящееся в Париже Бюро излает информационные материалы, ведет фонд документации, занимается пропагандой достижений в области метрологии. Бюро проводит постоянный взаимный обмен информацией с участниками МОЗМ. Технические комитеты (ТК) и подкомитеты (ПК), являющиеся рабочими органами, в МОЗМ имели до последнего времени название: секретариаты-пилоты и секретариаты- докладчики соответственно. В настоящее время осуществляется переход на ТК и ПK. Секретариаты - пилоты отвечают за определенную область метрологии, а секретариаты-докладчики ведут конкретные аспекты в каждой области.

В рамках ТК создаются национальные и международные рабочие группы (соответственно НРГ и МРГ). В НРГ входят специалисты национальной службы законодательной метрологии, национального органа по стандартизации, а также метрологических лабораторий. В международную рабочую группу входят представители ТК и ПК различных стран, сотрудничающих с МОЗМ.

Главная задача ТК − составление программы работ, которая рассчитана на 4-х летний период и утверждается высшим руководящим органом МОЗМ.

МОЗМ издает два вида документов: международные документы (МД) и международные рекомендации (MP). МД носят директивный характер и предназначены для рабочих органов МОЗМ, MP носят рекомендательный характер и предназначены для стран - членов MOЗM. MP и МД издаются на английском и французском языках и рассылаются странам-членам. В России хранителем фонда этих документов является всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации машиностроения (ВНИСМ), который выполняет также функции национального секретариата МОЗМ.

МОЗМ тесно сотрудничает с такими международными организациями как ЮНИДО, ИМЕКО, ИСО, МЭК и др.

ЮНИДО − организация системы ООН по промышленному развитию, главная цель которой − содействие индустриализации развивающихся стран.

ИМЕКО − Международная конференция по измерительной технике и приборостроению − создана в 1958 году и является научной консультативной организацией. Форма ее работы − проведение международных конгрессов и семинаров по актуальным проблемам измерительной и диагностической техники.

Подробнее структура, задачи и функции ИСО и МЭК рассмотрены в разделе "Стандартизация".

Россию в МОЗМ представляет Госстандарт РФ, а также 12 министерств и ведомств. Участие в МОЗМ дает возможность активно влиять на содержание принимаемых документов, добиваясь их соответствия российским метрологическим стандартам. Это снижает затраты на пересмотр стандартов и переоборудование метрологических лабораторий. Учет рекомендаций, принятых МОЗМ, приводит к внесению необходимых изменений в отечественные метрологические стандарты и деятельность соответствующих служб. Это позволяет совершенствовать метрологическую службу в стране, гармонизировать ее с международными правилами и нормами.

Россия отвечает за работу 2 ТК, а также 12 ПК. Технические комитеты и подкомитеты, которые ведет РФ, разрабатывают МД и MP как по общим вопросам метрологии, так и по конкретным видам измерений. Так, ТК 21 разработал МД, регламентирующий вопросы нормирования метрологических характеристик средств измерений и измерительных систем. Документ имеет практическое значение, поскольку направлен на достижение единообразия при оценке погрешностей практических измерений по нормируемым характеристикам средств измерений. В ТК 27 Россия ведёт подкомитет, который разрабатывает общие принципы использования стандартных образцов в законодательной метрологии Большинство средств измерений, которые проверяются с помощью стандартных образцов, применяются для определения параметров качества сырьевых товаров. Для России, как экспортера сырья, важно добиться принятия ее' предложений по стандартизации образцов. Работая в подкомитете ТК 3О "Физико-химические измерения", российские специалисты включают требования отечественных стандартов в разрабатываемые MP. Актуальность работы в этом комитете обоснована тем. что разрабатываемые материалы связаны с метрологическим обеспечением проблемы контроля над состоянием окружающей среды. Российские специалисты ведут также ТК 31, который занимается унификацией подготовки специалистов-метрологов.

Из общего количества MP и МД Россией разработано 14%, причем 80% из них внедрено в российские стандарты и другие нормативные документы.

Участие России в работе МОЗМ в целом обеспечивает:

• в научно - техническом плане − получение большего объема информации о результатах работ в крупнейших зарубежных метрологических центрах и организациях;

• в области экономики и международной торговли − сокращение затрат на повторные измерения технических параметров импортируемых сырьевых товаров и готовых изделий, усиление степени доверия к документам о качестве и оценке соответствия экспортируемых товаров;

• в политическом плане − содействие повышению общего авторитета России и развитию взаимовыгодного сотрудничества.

Сертификаты МОЗМ. Особо следует отметить деятельность МОЗМ по сертификации средств измерений С 1 января 1995 г. введена Система сертификатов МОЗМ, к которой Россия присоединилась с момента введения.

Сертификат МОЗМ − это документ, подтверждающий соответствие средства измерений определенной Международной рекомендации (MP) МОЗМ. В целом система сертификации средств измерений МОЗМ дает возможность любой стране-члену получить сертификат о соответствии конкретного прибора, который производится предприятием в данной стране, требованиям определенной Международной рекомендации МОЗМ. Другие страны-участницы МОЗМ на добровольной основе решают вопрос признания (непризнания) такого сертификата. Любая страна, которая присоединится к Конвенции 1956 г., получает все права страны-члена МОЗМ. в том числе и по отношению к Системе сертификатов МОЗМ.

В области метрологии работают и другие международные организации: МККР − Международный консультативный комитет по радиосвязи; МККТТ − Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии; ИКАО − Международная организация гражданской авиации; МАГАТЭ − Международное агентство но атомной энергии; КОСПАР − Комитет но исследованию космического пространства.