Понятия «петля качества», «круг качества», «спираль качества». Что это такое?

 

Система качества, как правило, взаимоувязана со всеми видами деятельности, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы, от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований. Типичными этапами являются следующие: маркетинг и изучение рынка; проектирование и разработка продукции; планирование и разработка процессов; закупки; производство и представление услуг; проверки; упаковка и хранение; реализация и распределение; монтаж и ввод в эксплуатацию; техническая помощь и обслуживание; послепродажная деятельность; утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы.

Для наглядности указанные этапы представляли в виде «петли качества» или «круга качества», которые являлись схематической моделью взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях определения потребностей до оценки их удовлетворения. Иногда, желая подчеркнуть, что нет предела улучшению качества, говорили о «спирали качества». Однако уже в стандарте ИСО 9004 - 1:1994 «Управление качеством и элементы системы качества. Руководящие указания» понятие «петля качества» заменено термином «типовые этапы жизненного цикла продукции».

Известно, что в Советском Союзе уделялось большое внимание системам управления качества. Что это были за системы? Применяются ли они сейчас?

Движение за улучшение качества продукции в Советском Союзе существовало с начала индустриализации. С течением времени стало ясно, что повышения качества нельзя добиться с помощью проведения отдельных разрозненных мероприятий. Опыт, накопленный отечественными учеными и практиками, показал, что только путем комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических мероприятий можно достаточно быстро добиться повышения качества и стабилизировать его. Начиная с 1955 года, на передовых предприятиях последовательно внедрялись системы управления качеством.

Наиболее известными системами были следующие: БИП (Бездефектное изготовление продукции, г.Саратов,1955); КАНАРСПИ (Качество, надежность, ресурс с первых изделий, г.Горький,1958); СБТ (Система бездефектного труда, г.Львов, 1961); НОРМ (Научная организация работ по повышению моторесурса двигателей, г.Рыбинск, 1964); КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции, г.Львов, 1975).

Каждая из представленных систем сыграла положительную роль, т.к. создавалась на предприятиях с высокой культурой производства, при внедрении проводилась большая работа по подготовке производства, пересмотру функциональных особенностей служб и отделов и т.д. В наибольшей степени международному опыту соответствовали комплексные системы управления качеством, организационно-методической основой которых были стандарты предприятий. Принципы, положенные в основу отечественных систем качества, не потеряли своей актуальности и по ряду параметров до сих пор соответствуют требованиям, предъявляемым к системам качества международными стандартами.

Однако опыт работы отечественных систем качества показал, что системные принципы не были до конца реализованы, к разработке систем зачастую подходили формально; руководство предприятий, как правило, не возглавляли эту работу, а разработчики часто не обладали необходимыми знаниями и полномочиями; отсутствовала тесная взаимосвязь КСУКП с другими подсистемами общей системы управления предприятия; работа систем не была ориентирована на потребителя, что приводило к тому, что выпускаемая продукция, отвечая требованиям стандартов, не находила спроса; многие предприятия шли по пути создания неоправданно большого числа стандартов, однако их количество приводило лишь к неуправляемости системы и невозможности проверки их действенности.

По этим и многим другим причинам созданные к концу 80-х годов системы качества практически прекратили свое существование. В настоящее время создание систем качества стимулируется в первую очередь рыночным характером экономики и базируется на методологии семейства стандартов ИСО 9000. При этом предприятия, модернизирующие ранее работавшие системы качества, часто оказываются в более выгодном положении.