Элементы и система рынка выставочно-ярмарочных услуг

Классификация выставок

Выставки классифицируются по следующим признакам.

I. Классификация выставок по формам участия.

Под очным участием подразумевают непосредственное прямое участие предприятия в выставке с арендой стенда для работы на нем собственного или ангажированного персонала.

Заочное участие предполагает публикацию информации о предприятии в каталоге выставки и/или рекламный блок о производимых товарах/ услугах.

Большая степень интерактивности достигается на Интернет-выставках, которые, являясь Интернет-ресурсом, изначально нацелены не только на демонстрацию, но и на обмен информацией между различными участниками процессов коммуникации. Часто Интернет-выставка, или виртуальная выставка, используется в качестве дополнения к реальной выставке и проходит параллельно ей во Всемирной сети. Интернет-выставка обладает рядом особенностей:

- количество участников выставки не ограничено;

- организация участия компании в такой выставке достаточно проста и требует гораздо меньших затрат по сравнению с участием в реальной выставке;

- виртуальные выставки обладают гораздо более широким охватом, так как географический фактор не играет большой роли.

Виртуальная Интернет-выставка – условно не ограниченное во времени и в пространстве мероприятие, реализуемое посредством Интернет-ресурса, в рамках которого его организатор предоставляет возможность его участникам (экспонентам) на возмездной или безвозмездной основе разместить на сайте выставки текстовую информацию и графическое, аудио- или видеоизображение экспонатов, рассказывающие об участнике выставки, его деятельности, производимых им товарах, услугах и технологиях, а посетителям выставки – на безвозмездной основе ознакомиться с информацией и экспонатами, представленными участниками выставки.

На настоящий момент в сети существует порядка десяти тысяч сайтов, так или иначе связанных с выставочной деятельностью. Их условно можно разделить на четыре группы:

1. Сайты компаний, занимающихся выставочной деятельностью, в основном содержат следующие разделы: информацию о компании, как с ней связаться, перечень услуг с указанием цен, календарный план выставок, которые организует компания, подробности участия и т.д. Основная цель создания таких сайтов – это привлечение дополнительных клиентов для данного предприятия, которое обычно использует и дополнительные средства для ведения рекламной компании, а сетевой ресурс играет второстепенную роль.

2. Сайты, посвященные конкретным реальным выставкам, основная цель которых – информационное обслуживание, т.е. реклама реальной выставки с помощью сети, предоставление необходимых сведений о самом мероприятии, составе участников, организаторах, спонсорах, тематике выставки и времени ее прохождения. Обычно такой сайт создает компания, которая выступает организатором выставки. Многие сайты подобного типа имеют возможность дистанционного оформления участия компании в выставке посредством заполнения электронной формы заявки. Большое внимание уделяется дизайнерскому оформлению странички, так как это наиболее простой способ наглядно продемонстрировать уровень предстоящего мероприятия.

3. Сайты, напрямую не связанные с конкретной выставкой, носят обзорный характер, т.е. предоставляют информацию о выставках в виде календарного плана на определенный период времени по различным тематикам, являются доминирующим типом сайтов выставочной направленности. Практически все они оборудованы удобной системой поиска Основная нагрузка сайта – информационная, поэтому дизайн странички уходит на второй план, яркое оформление не должно мешать восприятию информации.

4. Сайты, на которых размещаются виртуальные выставки. Они достаточно популярны, так как являются эффективным способом рекламы для участников и легким средством получения прибыли для организаторов. Главной чертой таких выставок является необычность оформления, оригинальность, что позволяет привлечь клиентов.

Некоторые выставки имеют интерактивный режим, то есть посетитель имеет возможность оставить свое мнение на сайте, проголосовать за понравившийся стенд, поучаствовать в конкурсе и т.д. Возможен просмотр как всех участников выставки, так и выбранных по определенным заданным параметрам. Каждый стенд содержит сведения о компании, производимой продукции, контактную информацию.

II. Классификация по географическому составу участников.

1. Всемирные – международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры, в частности, к таким выставкам относятся всемирные универсальные выставки «ЭКСПО».

2. Международные – характеризуются участием в них фирм из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% от общего числа экспонентов, выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам.

3. С международным участием – с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников.

4. Национальные – с участием фирм отдельно взятой страны.

5. Межрегиональные – демонстрирующие продукцию и услуги производителей из нескольких регионов.

6. Местные (региональные) – с участием фирм только из того города/региона, где проводится выставка-ярмарка.

III. Классификация по отраслевому (тематическому) признаку.

1. Универсальные – представлены различные продовольственные и непродовольственные товары. Их посещают 5-10 тыс. человек в день, отличительной особенностью является высокий уровень розничных продаж.

2. Специализированные многоотраслевые – проводятся на уровне региона, участвуют представители различных отраслей; число посетителей от 1000 до 3000 человек в день.

3. Узкоспециализированные или отраслевые – представляются не только товары, продукты питания, но и новые образцы оборудования, новые технологические линии для производства товаров, привлекают узкий круг специалистов; число посетителей небольшое, от 500 до 1000 человек в день.

IV. Классификация выставок-ярмарок по значимости мероприятия.

1. Выставки федерального значения – имеющие значение для страны в целом.

2. Выставки межрегионального значения – имеющие значение для нескольких регионов страны, имеют одинаковую структуру с региональными, однако располагают большим радиусом действия и адресуются обычно более крупным предприятиям.

3. Выставки регионального значения – имеющие значение только для одного региона, имеют сферу действия в радиусе 100 км, представляют одну или несколько отраслей и предназначаются главным образом для демонстрации возможностей небольших по величине предприятий.

4. Выставки местного значения – проводятся внутри страны и за рубежом для демонстрации продукции национального производства и стимулирования ее сбыта.

V. Классификация выставок по территориальному признаку.

1. Выставки, проводимые внутри страны.

2. Выставки, проводимые на территории других стран.

VI. Классификация выставок по времени функционирования.

1. Постоянно действующие – 0,5-1 год и более.

2. Временные – 0,5-5 месяцев.

3. Краткосрочные – от 1-5 дней до 0,5 месяца.

VII. Классификация выставок по отраслям экономики.

В международной практике существует общепринятый классификатор, который является основой для определения классификации выставки по отраслям экономики.

VIII. Классификация выставок на основе целей участия.

Имиджевые выставки ориентированы на настоящих (т.е. уже имеющихся) клиентов, партнеров предприятия, поэтому здесь акцент делается на подготовительный этап участия в выставке и стенд компании, а также на рекламу своего участия в выставке, адресную рассылку приглашений на стенд.

Пробные выставки ориентированы на потенциальных клиентов и партнеров, поэтому здесь очень важно правильно оценить свои возможности, эффективно воздействовать на посетителей как во время, так и после выставки. Участие в таких выставках оправдано при намерении освоить новый регион, новый рынок.

Основные (целевые) выставки проводятся, как правило, для поддержания своей дилерской сети, апробации новых товаров или для достижения других целей, связанных с главным рынком сбыта своей продукции. Регулярное участие предприятия в определенной выставке накладывает определенные «обязательства»: если постоянный участник выставки отсутствует, значит, предприятие находится не в лучшем положении.

 

Выставочно-ярмарочный бизнес – один из самых динамично развивающихся институтов рыночной инфраструктуры России, что объясняется не только развитием регионов Российской Федерации, но и инвестиционными вливаниями в экономику, активизацией местных и региональных рынков.

Ярмарки и выставки позволяют изыскать наиболее эффективные формы взаимодействия промышленности и торговли, обеспечить более широкое рыночное пространство для отечественных товаров. Ярмарки являются одним из самых эффективных механизмов в создании благоприятных условий для развития промышленности и свободного предпринимательства. Находясь на стыке производства и распределения, выставки являются индикатором спроса и предложения, механизмом саморегулирования хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день выставочно-ярмарочная деятельность (ВЯД) представляет систему профессиональных информационных, рекламных, технических, хозяйственных, экономических, технологических и управленческих действий юридических и физических лиц, побуждаемых потребностями производства, распределения, обмена или потребления, в основе которых лежит подготовка, проведение и завершение выставок, салонов, технопарков, ярмарок, презентаций и сопутствующих им мероприятий (пресс-конференций, семинаров, симпозиумов, конгрессов), которые предваряют или опережают прямую розничную торговлю и обеспечивают прямую взаимосвязь и развитие воспроизводственных процессов в обществе.

В связи с этим можно выделить несколько организационных форм ВЯД которые выполняют определенные функции, вовлекают различные субъекты ВЯД, а также заполняют определенные ниши на рынке выставочно-ярмарочных услуг: ярмарочная; выставочная; салонная; фестивальная; аукционная; биржевая; тендерная; прочие.

Основными субъектами рынка выставочно-ярмарочных услуг являются (Рисунок 10.1):

1. Компания-организатор выставочно-ярмарочных мероприятий (ВЯМ).

2. Предприятие-экспонент.

3. посетитель выставочно-ярмарочного мероприятия.

Между организатором и экспонентом складываются отношения на основе договора по поводу реализации выставочно-ярмарочного мероприятия (объекта рынка). Организатор в этом случае продавец, экспонент – покупатель, выставочно-ярмарочное мероприятие выступает в качестве товара. Отношения по поводу реализации ВЯМ как товара возникают также у организатора и посетителя, что выражается в предоставлении посетителю возможности присутствия на выставке за определенную плату.

 

Рисунок 10.1 – Система рынка выставочно-ярмарочных услуг

 

В процессе работы ВЯМ возникают экономические отношения и между посетителем и экспонентом, что проявляется в заключении контрактов, получении посетителем информации о компании, получении компанией информации о посетителе и пр.

Реализация ВЯМ происходит в тесном взаимодействии с инфраструктурой рынка, а именно выставочными комплексами, рекламными и полиграфическими фирмами, компаниями-производителями стендов, гостиничным и развлекательным сектором и логистическими компаниями.

Взаимодействие выставочного комплекса и организатора происходит на основе договора аренды площадей и предоставления сопутствующих услуг. Комплекс и организатор могут выступать как один элемент рынка, если, организатор располагает собственными выставочными площадями или комплекс организует собственные мероприятия.

Рекламные и полиграфические фирмыучаствуют в реализации ВЯМ в части предоставления рекламных и печатных материалов для продвижения самого мероприятия (реклама, каталоги), рекламы выставочного центра, предоставления рекламной и печатной продукции предприятиям-экспонентам для продвижения своей продукции или имиджа компании.

Производители стендов обеспечивают комплексы и организаторов выставочным оборудованием, а также предоставляют возможность предприятиям заказать индивидуальные стенды.

Гостиничный и развлекательный сектор активно участвует в функционировании ВЯМ, если экспоненты и посетители приезжают из других городов или стран.

Логистические компании занимаются доставкой экспонатов к месту проведения ВЯМ.

Деятельность выставочного рынка подвержена регулированию со стороны государства, различных ассоциаций, а также других факторов, таких как экономическая ситуация в стране, чрезвычайные обстоятельства и т.п.

Таким образом, основными элементами рынка ВЯУ являются компании-организаторы ВЯМ, выставочные комплексы, элементы инфраструктуры, государство и профессиональные ассоциации.

Организатор выставочного мероприятия является одним из основных субъектов рынка ВЯУ. Существует два основных типа выставочных организаторов:

- компании – профессиональные организаторы выставок. Они организуют выставку, только если товар или отрасль растет. Для них получение прибыли от выставки – основной вопрос.

- профессиональные организации. Для них выставка – мероприятие по продвижению товаров, затраты на нее не всегда напрямую влияют на рост прибыли.

Согласно Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности Российской Федерации, всех возможных организаторов ВЯМ классифицируют следующим образом:

1) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти административных единиц государства;

2) специализированные выставочные организации;

3) торгово-промышленные палаты;

4) ассоциации (межрегиональные, отраслевые);

5) прочие организации различных форм собственности, для которых проведение выставочных мероприятий не является основной деятельностью.

Основными характеристиками и критериями оценки выставочных организаций являются материально-техническая база; размеры имеющихся или используемых выставочных площадей; тематика и количество выставок, проводимых за год; география проведения выездных выставок; год учреждения и срок активной деятельности; членство в международных организациях; награды и призы, отзывы в прессе.

Компании-организаторы работают в тесном сотрудничестве с владельцами выставочных комплексов; эти два элемента рынка ВЯУ неразрывно связаны друг с другом.

Выставочные комплексы подразделяются на два вида:

- комплексы, функционирующие независимо от выставочных организаций – сдают свои выставочные, конгрессные и прочие площади различным организаторам мероприятий;

- комплексы, имеющие собственную фирму-организатора выставочных мероприятий –взаимодействие организаторов и собственников выставочных комплексов строится на основе договора аренды помещений.

Собственники выставочных помещений стремятся использовать имеющиеся площади с максимальным эффектом. Спрос на выставочные площади меняется в течение года, т.е. иногда потенциальным клиентам приходится отказывать из-за нехватки выставочных площадей, в то время как в другие периоды они пустуют из-за недостатка спроса. Для организаторов обычной практикой является резервирование выставочных площадей как минимум за полтора-два года до самого мероприятия. Многие организаторы пытаются минимизировать свой риск, стимулируя экспонентов регистрироваться на участие в выставке как можно раньше. Организаторы добиваются этого путем предоставления скидок.