АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО И ДРЕВНИЕ ИМПЕРИИ

Аграрные общества {их еще называют земледельческими) появились в различных регионах мира в результате неолитической революции. Спе­циализация племен на скотоводстве и на земледелии вызвала рост про­дукции, которую легко можно было обменять на другие товары. Аграр­ному обществу предшествовали культура охотников и собирателей, ро-доплеменной строй и вождества. Сменили его индустриальное и постиндустриальное общества. Таким образом, аграрное общество на­ходится как бы посредине исторической шкалы общества, образуя его стержень. Выбор земледелия в качестве такого стрежня вовсе не слу­чаен. Доместикация животных и растений в эпоху неолитической рево­люции стала поворотным пунктом в нашей истории, и сегодня без зем­леделия и сельского хозяйства не может обойтись ни одна страна.

Построим историческую хронологию человеческого общества:

Тип общества Период существования

Общество охотников-собирателей.......................................... 40 000—10 000 лет до н.э.

Аграрное (традиционное) общество ....................................... 10 000 г. до н.э. — 1750 г. н.э.

Древневосточные империи (рабство)...................................... 3500-600 гг. до н.э.

Античные государства (рабовладение) ................................... 600-е гг. до н.э. — 500-е гг. н.э.

Европейское средневековье (феодализм).............................. 500-1750 гг.

Индустриальное общество (капитализм)................................ 1750-1970-е гг.

Постиндустриальное общество................................................ с 1970-х гг. по настоящее время

Как видно, период существования аграрного общества короче, чем пред­шествующего первобытно-общинного (культура охотников и собирателей) в 3 раза, но продолжительнее, чем последующего индустриального обще­ства, в 6 раз. Аграрное общество знает две формации — рабовладение и фе­одализм, индустриальное — лишь одну, а именно — капитализм. Древне­восточные империи в таблице отмечены рабством вовсе не случайно. Оно принимало здесь более мягкие, размытые и почти домашние формы. На­против, античные государства — Древняя Греция и Древний Рим, возвели рабство, придали ему не только юридические и правовые формы, но и со-

циальные и политические. Если рабство являлось одним из самых древних и крупных социально-экономических институтов, а такова эпоха древне­восточных империй, то рабовладение — это уже целая общественно-эконо­мическая формация, классическими представителями которой являлись Древние Греция и Рим.

Ранее уже говорилось, что понятия «доиндустриальное общество» и «тра­диционное общество» в социологии и антропологии используются в качестве синонимов. Первый термин указывает на то, что данное общество предше­ствовало индустриальной революции, второй термин — что в данном обще­стве доминируют, преобладают и даже господствуют обычаи и традиций во всех сферах жизнедеятельности. Если мы теперь, после проведенных разъяс­нений, добавим сюда понятие «аграрное общество» и примем его в качестве третьего синонима, то окажется, что мы указали на еще одну отличительную черту такого общества, т.е. способ производства — земледелие.

В традиционных обществах может смениться несколько поколений лю­дей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их

и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели могут существовать столетиями в каче­стве устойчивых стереотипов. Соответ­ственно в культуре этих обществ при­оритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт пред­ков, канонизированным стилям мыш­ления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций1.

Традиционное общество — это мозаика сословий, племен, кланов, сект, линиджей, джати, конфессий, миллетов и других этнических образований, которые возникли в глубокой древности и существовали на протяжении многих тысячелетий. Оно отличается от современного рядом важных особен­ностей: зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; цикличность развития; коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональное™; авторитарный характер власти; отсутствие отложенного спроса, т.е. способности произво­дить в материальной сфере не ради насущных потребностей, а ради будуще­го; предэкономический, предындустриальный характер; отсутствие массо­вого образования; преобладание особого психического склада — недеятель­ной личности; преобладание локального над универсальным и др.2

К факторам, организующим социальную структуру традиционного обще­ства, относятся: этноязыковая принадлежность (разделяющая валлонов и фламандцев, поляков и литовцев, турок и арабов); конфессиональная при­надлежность (разделяющая турок и азербайджанцев, фламандцев и многих голландцев, сербов и хорватов); культурно-историческая традиция (раздели-

1 Стенин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. — http://philosophy.ru/library/fnt/OO.html.

2 Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения. — http://koi.logic.ru/Russian/vf/Papers2000/fedotova_4_2000.htm.

юшая чехов и словаков, португальцев и галисийцев, сербов и черногорцев); наличие плотного, относительно однородного территориального ядра, слу­жащего как бы центром кристаллизации будущей нации. Огромную роль играют количественные размеры группы (можно сравнить судьбы, скажем, словенцев и лужичан) и географическая уединенность (что ярко видно на примере Исландии или Ливана)3.

Древние Индия и Китай, Египет, Вавилон, Греция и Рим, Византия и феодальная Европа — все это традиционные общества. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционного уклада жизни.

Таким образом, три термина: «аграрное», «традиционное» и «доиндустриаль-ное» — с разных сторон описывают одно и то же общество. Индустриальному обществу повезло меньше — у него лишь один синоним, а именно «капитализм». В аграрную эпоху избыточный продукт, характерный для периода вож-деств, сменился прибавочным продуктом, который в отличие от первого мож­но использовать не только для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. Избыточный продукт намного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку приходится влачить жалкое существование и весь рабочий день посвящать добыванию пищи. Недаром социологи говорят, что традицион­ное, прежде всего первобытное, общество — это то, где у людей нет досуга. Именно с земледелием ученые связывают зарождение государства, горо­дов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии, но не как случайно­го и непрофессионального занятия, предполагающего преклонение перед сверхъестественными силами приро­ды, а как мощного социального инсти­тута, который покоится на системати­ческих ритуалах и церемониях, развер­нутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной про­фессиональной группы профессио­нальных жрецов.

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Воз­никли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что 1 кв. км земли стоил теперь гораз­до больше, чем раньше. Экономия зем­ли и особенности ее возделывания вы­нуждали людей «кучковаться» в новый тип социальной общности — в терри­ториальные общины. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков. Росло население, создавались города, воз­никали крупные территориально-властные объединения, называемые государ­ствами. Все большая часть людей высвобождалась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспециализированным полнодневным ре-

Львин Б.М. К вопросу о становлении национальной государственности в России. — http:// www.libertarium.m/old/party/lvin/russia.html.

месленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние про­мыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно было за­ниматься не весь рабочий день или не всю рабочую неделю; это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд — это профессиональное занятие для изго­товления продукции на продажу.

Первые раннеклассовые государства на Древнем Востоке были острова­ми в море первобытных обществ. Но постепенно их становилось все боль­ше, с исторической периферии они переместились в центр мировой куль­туры и начали играть ведущие роли. На протяжении нескольких тысячеле­тий между цивилизационным ядром, т.е. мощными империями и античными государствами, и первобытной периферией4, которую состав­ляли отставшие в своем развитии народы, складывались весьма непростые, а порой и трагические взаимоотношения. Вторые для первых составляли ис­точник рабов, а первые для вторых — объект кровавых набегов. Великое пе­реселение народов, т.е. нашествие варваров на Римскую империю в IV в. н.э., и мировой рынок рабовладения, который организовали в Новое время Испания и Португалия, — два наиболее ярких и драматических при­мера подобных отношений.

Колониальная экспансия позднесредневековых Испании, Португалии, Нидерландов, Англии несла народам заокеанских стран массовое истребле­ние или ограбление природных ресурсов. Были полностью истреблены тас­манийцы и прибрежные племена Австралии, исчезло немало племен Латин­ской Америки и 2/3 индейского населения США. В результате работорговли погибло до 100 млн африканцев. Остальное население было вывезено на план­тации либо загнано в резервации. Правда, потребительский подход развитых стран к развивающимся обернулся для них самих боком: Испания и Порту­галия после непомерного обогащения пришли в упадок.

О возникновении земледельческой цивилизации говорят археологические находки, прежде всего монументаль­ные сооружения. На строительстве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться 5 лет. А это значит, что на строительство ушло 1,7 млн челове­ко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия столько людей, общество, а это происходило в начале IV тысячелетия до н.э., должно было иметь огром­ные запасы прибавочного продукта. А для его создания производительность труда должна была так подскочить вверх, как не снилось охотникам и соби­рателям. Да и разве могли группы первобытных людей по 40—60 человек по­строить такие сооружения?

Для того чтобы сделать политическую, социальную и экономическую связь между общинами особенно крепкой, люди решили руководить их жиз­нью из единого центра, а все племенные ресурсы слить воедино. Появилось централизованное государство, которое управляется из единого центра —

4 Первобытная периферия — ареал первобытных обществ, сосуществующих и взаимодействующих с цивилизациями. Возникает с появлением на Земле первых классовых обществ и постепенно су­живается в древности, в средние века и в новое время, занимая сейчас лишь небольшую часть ой­кумены.

столицы, где находится дворец фараона или короля. Выгода централизации состояла среди прочего в том, что можно было:

♦ без опасения подвергнуться нападению местных банд совершать тор­говлю на большие расстояния;

♦ сооружать грандиозные ирригационные каналы для орошения засуш­ливых районов страны;

♦ разрешать споры и конфликты между местными князьками на основе единых норм и правил;

♦ отражать нападение сильного врага объединенными войсками;

♦ ввести в стране единую денежную валюту и тем самым облегчать тор­говлю и производство товаров.

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специ­ализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграр­ное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом и окруженных значительным количеством сельс­ких поселков и деревень. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориаль­ная крестьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на традиционный образ жизни и религиозные ценности.

Древние империи возникли в речных долинах Ближнего Востока 5500 лет назад. Земледельческие поселки превращались в города. Первыми городами-государствами были Шумер (южный Ирак) и Элам (юго-западный Иран). Приблизительно 4800 лет назад население Урука, самого крупного города в древней Месопотамии, достигало 50 тыс. человек. Однако с развитием ир­ригации и увеличением численности населения в обществе начались конф­ликты из-за воды и земли. Их не хватало на всех. Соседи совершали друг на друга опустошительные набеги. Население искало защиты в укрепленных городах. Города превратились не только в центры торговли, ремесел, управ­ления, но и в оборонительные крепости. Там обязательно находились круп­ные воинские гарнизоны. Стало быть, правитель страны получил дополни­тельный аргумент в споре с местными князьями, пытавшимися оспорить его власть и самим возглавить страну. Сильные города становились опорой цен­трализованного государства.

Грамотность и религия сыграли ключевую роль в экономике Месопота­мии. К тому времени была изобретена письменность, и до нас дошли записи жрецов, касающиеся экономической деятельности. Хотя государства могли существовать и без письменности, но она облегчала передачу и хранение информации. Мы знаем, что месопотамские священники занимали важные политические посты: они управляли скотоводством, земледелием, производ­ством и торговлей. Жрецы распределяли корма и пастбища для скота и ос­лов, которые использовались для вспашки земель, а также в качестве вьюч­ных животных. Централизованная обработка земли под руководством хра­мов и орошение способствовали успешному развитию общества. Постепенно политический контроль над обществом усиливался. Он распространялся на сферы обороны, производства, строительства, сельского хозяйства, торгов­ли. Жрецы выполняли одновременно роль и религиозных, и политических

деятелей. Они выступили первыми в мире менеджерами. Священники соби­рали и распределяли мясо, молочные продукты, одежду, растения, рыбу, ин­струменты и предметы торговли. Им подчинялись крестьяне, гончары, рабы, переносчики грузов, камнетесы, ювелиры и ремесленники, ткачи, скульпторы и другие группы населе­ния.

Важной частью работы по управле нию обществом являлось составление законодательства и слежение за не­укоснительным его исполнением. Чи­новники постепенно концентрировали в своих руках всю судебную власть. Именно в этот период человечество переходит к новой фазе развития — фазе правового общества. При царе Ха-мураппи (за 2,5 тыс. лет до н.э.) впер­вые появляется писаное право.

Право — совокупность общеобяза­тельных правил поведения (норм), ус­тановленных либо санкционирован­ных государством. В социальном смысле это возведенная в закон воля правящего класса. Соблюдение норм обеспечивается принудительной си­лой органов государства — полицией и судами.

Развитие земледелия и торговли привело к росту населения и его кон­центрации в крупных городах. Одним из древнейших центров рабовладельче­ского мира явилась Передняя Азия. В течение веков политическая карта этого обширного района не менялась. В результате внутренних потрясений, войн и захватов рушились одни государства, а на их месте возникали другие. В начале I тысячелетия до н.э. здесь образовалась первая крупная рабовла­дельческая империя — Ассирийская держава, включившая в свой состав боль­шую часть Передней Азии и Египет. Захват чужих территорий обеспечивал приток массы материальных ценностей и рабов, огромной дани. Все это обо­гащало военнослужилую знать и жречество Ассирии. В конце VII в. до н.э. Ассирия пала под ударами Вавилонии и Мидии. Победители разделили меж­ду собой ассирийское наследство, но, в свою очередь, уступили место новой, нарождающейся Персидской империи.

Подавляющее большинство политических систем, существовавших в до-индустриальную эпоху, следует причислить к авторитарным, а из этих авто-

ритарных подаачяющая часть относилась к монархиям. Несмотря на очевид­ные ограничения личной свободы при авторитарном режиме, вмешательство государства в жизнь сельской общины или ремесленной корпорации прошло­го было невелико. Так, в средневековой Европе сохранялась автономия кре­стьянских общин, ремесленных союзов, цехов, ассоциаций, монастырских братств и т.д., причем государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь. Власть государства усилилась в индустриальную эпоху, а в некоторых стра­нах она дошла до крайности, приняв извращенные формы тоталитаризма.

В аграрную эпоху человеку трудно было сочетать заботу о повышении про­дуктивности хозяйства с обеспечением своей защиты. Накопление излиш­ков связано с землей — постоянным объектом нападений и войн. Крестья­нам приходилось постоянно держать оборону не только от внешних врагов, но и от чиновников. В этот период формировались мировые империи, с мно­гочисленной армией наемников, которые возможны только за счет налогов. Уже в античную эпоху сложилось острое противоречие между реальными возможностями аграрной культуры и сосредоточенной в городах государ­ственной властью. Возникновение конфликта относится еще к VIII—IV вв. до н.э., когда греческие крестьяне, объединившись, создали на началах са­моуправления так называемые полисы, которые со временем стали извест­ны как города-государства. В Римской империи, по мере того как расстоя­ние от мест выращивания пшеницы, винограда и оливок до метрополии уве­личивалось, а иерархия становилась все более ступенчатой, этот конфликт углублялся и перерастал в постоянное противоречие. Городские парки и двор­цы греко-романской культуры выросли на могучих плечах сельскохозяй­ственного сектора общества, составлявшего около 80% населения. Города играли роль центров, где жили, правили, свершали традиционные обряды землевладельцы, где концентрировались ремесленники и торговцы5.

Еще один источник конфликтов — деление населения не по родоплемен-ному, а теперь уже по территориальному принципу. По мере того как исто­щались одни земли, государства стремились к захвату других. Разделение земель на плодородные и неплодородные приводило к постоянному столкновению населявших их групп людей. Как вы думаете, кто чаще напа­дал? Разумеется, обитатели неплодородных земель. Поскольку им грозило вымирание, агрессия захватчиков удесятерялась. История аграрных госу­дарств — это история непрекращающихся войн за лучшие земли. Собствен­но говоря, государство, как политическое объединение нескольких племен, понадобилось для защиты от «бедноземельных». Обитатели плодородных земель заключили между собой соглашение об объединении усилий для за­щиты от обитателей истощенных земель.

Существенно усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлечений, профессионализируется искусство, которое направле­но на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие акте­ры, трубадуры и т.п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой появляются профессионалы, обслуживающие экономические инте­ресы правящего класса (банкиры, кредиторы, купцы и т.п.). В это время до­машние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремеслам (производству изделий для обмена и продажи).

См.: Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.

Переходной формой от простого к сложному обществу служат вождества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство), потому что уже существовало имуще­ственное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не по­явились классы, сословия и касты. Вождество — иерархически организован­ный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий ап­парат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства. По численности вождество представляет крупное объединение, как правило, не меньшее, чем племя. В вождествах уже есть огородничество, но нет пашен­ного земледелия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Количе­ство уровней, управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако, несмотря на внушительное число уровней, качество управления несравнимо с совре­менными сложными обществами. Яркий пример сохранившихся по сию пору вождеств дают Полинезия, Новая Гвинея и Тропическая Африка.

Постепенно вождества очень плавно эволюционировали в аграрные го­сударства, а позже — в империи. Вождь становился правителем — князем, королем, царем. Его ближайшие родственники и друзья (чаще всего боевые) становились советниками в центре и наместниками на периферии. Дружи­на трансформировалась в постоянное войско, что позволяло перейти от толь­ко оборонительных к захватническим операциям. А там, где возможен зах­ват новых территорий, там неизбежны им­перии и централизация власти. Так, ранние государства переходят в зрелые и «перезре­лые», имперские. В самостоятельную власть превращается суд со своими веч­ными спутниками — тюрьмами и палачами. Зачатки подобных органов власти имелись уже в вождествах. Но лишь с их институци-онализацией можно говорить всерьез о пре­вращении вождеств в ранние государства. Специализированный и разросшийся аппарат управления также стал самостоя­тельной силой и также претендовал на свою долю общественного пирога. Власть служа­щих канцелярии вскоре стала настолько всемогущей, что с появлением древневос­точных империй (Египет, Вавилон, Асси­рия), а это случ илось задолго до новой эры, можно уже говорить о зарождении бюро­кратии. Бюрократы также питались за счет прибавочного продукта, добы­ваемого земледельцами. Но иждивенцами они себя не считали. Напротив, полагали, что выполняют чуть ли не самую тяжелую работу в государстве: занимаются переписью населения и припасов, распоряжаются выполнени­ем всех общественных работ, в том числе ирригацией и возведением пира­мид, сбором налогов, отправлением всевозможных ритуалов и церемоний, написанием бесчисленных отчетов, рапортов, записок и докладных. Неко­торые древневосточные чиновники жаловались, что не остается времени написать мемуары.

Аграрное общество — самая первая ступенька в многотысячелетней ис­тории общества, когда впервые появляются прибавочный продукт, частная собственность и эксплуатация человека. Они тесно связаны между собой, да так, что сложно понять, что из них выступает причиной, а что — след­ствием.

Видимо, виной эксплуатации человека человеком стали рост производи­тельности труда и возникновение прибавочного продукта. У последнего есть отличительная черта: прибавочный продукт создается одним человеком, а при­сваивается другим. Присваивает господствующий класс, который в конце XIX в. американский социолог Торстейн Веблен назовет праздным классом. Его характерная черта, по Веблену, — демонстративное поведение, приобре­тение роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни.

Врезка