Экскаваторы

Классификация скреперов

Техника для устройства земляного полотна.

 

1) землеройно-транспортная техника (бульдозер, скреппер)

2) землеройная техника (экскаватор)

 

 

1.1: Назначение и классификазия бульдозеров.

 

 

Бульдозер - универсальная землеройно-транспортная машина, состоящая из гусеничного или пневмоколесного трактора, оснащенного навесным оборудованием и органами управления. Навесное бульдозерное оборудование состоит из отвала с ножами, толкающей рамы с подкосами, к которым крепится отвал, привода, обеспечивающего подъем и опускание подвала во время работы. А в отдельных моделях бульдозера также изменение положения отвала в плане.

 

 

По назначению бульдозеры:

-общего назначения

-специального

 

 

Общего - для всех основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ, преимущественно для разработки грунтов 1-ой, 2-ой и 3-ей категории.

 

Специального - в особых условиях. Т ке корчеватели, толкачи, подземнве бульдозеры и т д.

 

 

По тяговым показателям базовых машин:

- малогабаритные (25 кН)

- лёгкие (25-135 кН)

- средние 135-200 кН)

- тяжелые 200-350 кН)

- сверхтяжелые (более 350 кН)

 

 

По типу ходовой части:

- гусеничные

- пневмоколёсные

 

 

Рабочему органу: (отвал)

- с неповоротным отвалом

- с поворотным

 

 

Отвалы бульдозерные:

1) прямые

2) сферические

3) полусферические

4) специфические

 

 

Бульдозеры по виду управления рабочим органом:

- с механическим

- гидравлическим

- пневматическим

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Принципиальная схема бульдозера ДЗ-25

1 — ножи; 2 — козырек; 3 — отвал; 4 — гидроцилнндры подъема и опускания отвала; 5 — трактор; 6 — направляющие ползунов опорных пальцев; 7 — опорные шарниры; 8 — гидроцилиндры перекоса отвала; 9 — направляющие ползунов толкателей; 10 универсальная рама; 11— ползун толкателя; 12 — толкатели; 13 — гидроцилиндры поворота отвала в плане; 14 — наголовник; 15 — штырь; 16 и 17 «проушины».Основные виды отвалов.

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Основные типы бульдозерных отвалов

1 - прямой поворотный; 2 - прямой неповоротный; 3 - полусферический; 4 - сферический; 5 – сферический для сыпучих материалов; 6 - с толкающей плитой.

 

 

Скреперы предназначены для послойного срезания грунта с поверхности разрабатываемых участков, транспортирования его к месту назначения, послойной отсыпки в возводимые сооружения, а также для разработки различного рода выемок и выполнения планировочных и других работ.

 

Скреперами разрабатывают самые разнообразные грунты от песчаных до тяжелых глинистых (включая мерзлые с предварительным их разрыхлением).

 

 

Скреперы классифицируются:

 

• по способу тяги и мощности

• вместимости ковша

• типу управления

• способу разгрузки

• количеству осей

 

 

По способу тяги:

- прицепные

- полуприцепные

- самоходные

 

 

Прицепные скреперы работают в агрегате с базовым гусеничным или пневмоколесными тракторами и используются для дальности возки грунта от 100 м до 1 км.

 

Полуприцепные и самоходные скреперы работают в агрегате с базовыми пневмоколесными тягочами и используются для дальности возки от 300 м до 3 км.

 

 

По ходовой части скреперы:

- машины с гусеничной тягой

- с колёсной

 

 

По вместимости ковша:

- малой вместимости ( 3,2 - 4 м3)

- средней вместимости (6,3-8 м3)

- большой вместимости (10-25 м3 и выше)

 

 

По мощности двигателя:

- малой мощности (до 114 кВ)

- средней (114-190 кВ)

- большой (свыше 190 кВ)

 

 

По типу управления:

- с механическим управлением

- с гидравлическим

 

 

По способу загрузки:

-с загрузкой от силы тяги базового трактора или тягача

-с загрузкой от элеваторного устройства, смонтированного на скрепере

 

 

По способу разгрузки грунта из ковша:

- со свободной разгрузкой

- с полупринудительной передней

- с полупринудительной донной

- с принудительной разгрузкой

 

 

По количеству осей:

- одноосные

- двуосные

 

 

 

 

Рис. 3 - Прицепной скрепер Д-458 с гидравлическим управлением
1 - рама; 2 - ось вращения ковша; 3 - ножи; 4 - боковые ножи; 5 - цепь транспортной подвески; 6 - транспортная сцепка; 7 - основная сцепка; 8 - передние колеса; 9 - дышло; 10 - трубопроводы; 11- гидравлический цилиндр; 12 - передняя заслонка; 13- шарнирно-рычажный механизм; 14 - ковш; 15 - задний буфер; 16 - задние колеса.

 

 

 

 

Рисунок 4 - Принципиальная схема полуприцепного скрепера

 

 

Классификация экскаваторов

 

Экскаватор - землеройная машина, предназначенная для копания грунта, разработки мягких горных пород и раздробленных скальных пород.

 

 

Рисунок 5 - принципиальная схема экскаватора-планировщика

1 - базовое шасси, 2 - поворотная платформа, 3 - наружная секция телескопической стрелы, 4 - выдвижная внутренняя секция телескопической стрелы, 5 - сменный рабочий орган

 

В зависимости от характера работы во времени они делятся на 2 группы действия:

1: непрерывного

2: циклического

 

 

Экскаватор непрерывного действия имеет несколько ковшей, что позволяет ему выполнять операции по капанию и перемещению одновременно.

 

Экскаватор циклического действия оснащен 1-им ковшом. Поэтому операцию по копанию и перемещению он производит последовательно.

 

В независимости от цикличности эксаваторы подразделяются на :

- сухопутные

- плавучие.

 

 

По типу механизма, приводящего систему сухопутных экскаватору в движение:

• гусеничные

• пневмоколёсные

 

 

По типу двигателя:

- дизельные

- электрические

 

 

Одноковшовые экскаваторы по назначению:

1) строительные универсальные (объем ковша до 3 м3)

2) карьерные (от 2 до 8 м3)

3) вскрышные (с ковшами более 6-ти м3)

 

 

По характеру рабочего оборудования (одноковшовые):

- экскаваторы с прямой лопатой

- с обратной лопатой

- драглайн

- ковш грейферны

Обратная лопата является самым распространенным видом рабочего оборудования гидравлических экскаваторов и предназначена для копания выемок, расположенных ниже уровня стоянки экскаватора.

Прямая лопата с поворотным ковшом широко применяется на экскаватора: 4-6-й размерных групп и предназначена для разработки грунта как выше (преимущественно), так и ниже уровня стоянки машины, а также для погрузочных работ.

Погрузочное оборудование применяют для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов выше стоянки экскаватора, разработки и погрузки в транспортные средства (или отсыпки в отвал) грунтов I и II категорий, а также для планировочных работ на уровне стоянки машины. Вместимость ковша погрузчика в 1,5...2 раза больше вместимости ковша обратной лопаты, что значительно повышает производительность экскаватора при использовании его на погрузочных работах.

Грейфер применяют для рытья котлованов, траншей, колодцев и при погрузочно-разгрузочных работах. Особенно эффективно использование такого оборудования при копании глубоких выемок, а также в стесненных условиях.

На гидравлических экскаваторах устанавливают жестко подвешенные грейферы, у которых необходимое давление на грунт при врезании создается принудительно с помощью гидроцилиндров рабочего оборудования. Это позволяет эффективно разрабатывать плотные грунты независимо от массы грейфера. Грейфер шарнирно крепят к рукояти обратной лопаты вместо ковша таким образом, чтобы было возможно его продольное и поперечное раскачивание.