Т е м а 3.4. Ценообразование в организации

 

Экономическое содержание цены. Виды цен. По­литика ценообразования в Республике Беларусь. Го­сударственное регулирование цен. Состав цены по элементам. Формирование отпускной цены организа­ции. Налоги, включаемые в цену: налог на добавлен­ную стоимость, акциз.

Обоснование цены в организации. Методы цено­образования.

Экономическое содержание цены

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О ценообразовании», цена – это денежная оценка стоимости единицы товара.

Рыночная цена – это сумма денег, за которые продавец хочет продать товар, а покупатель готов его купить. В рыночной экономике все имеет цену – любой товар и услуга. Цена – это важная экономическая категория, которая должна обеспечить предприятиям возмещение затрат и получение необходимой прибыли. От правильности установления цены зависит объем реализации, конкурентоспособность предприятия и др. показатели.

С цены начинается и ценой заканчивается деятельность предприятия. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг. Уровень цены по-разному влияет на такие важные показатели деятельности предприятия, как прибыль, рентабельность и др.

Роль цены в экономике проявляется на макро- и микроуровне. На микроуровне цена является регулятором производственно – хозяйственной и коммерческой деятельности организации. На макроуровне цена формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях.

Основными функциями цены являются:

Цена выполняет ряд функций, которые имеют важное значение. Информационная функция цены состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах, о наличии товара и его дефицитности (предоставляет информацию для при­нятия производственных решений).

Планово-учетная функция цены (показывает, сколько затрачено труда, сырья, ма­териалов, комплектующих изделий на изготовление продукции) означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов и прогнозов. С помощью цен осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей.

Функция цены как средство рационального размещения производства. С помощью цены происходит перелив инвестиций в те сектора экономики, в те производства, где высокая норма прибыли.

Балансирующая функция цены. Цена выполняет уравновешивающую функцию между спросом и предложением, между потребителем и про­изводством; стимулирует рост производства при дефиците товара и разгружает рынок от излишков, ограничивая тем самым производство.

Стимулирующая функция цены. Цена стимулирует производителя через прибыль, которая заключена в цене; поощряет или сдерживает производ­ство и потребление различных товаров. Цены способствуют (или препятствуют) увеличению выпуска и потреблению разных товаров.

Распределительная функция цены (меняет цены под воздействием ры­ночных факторов). Цена выступает инструментом распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообмена. Особенно эта функция проявляется в цене, которая регулируется государством.

Цены являются индикатором состояния экономики. В них отражаются экономические, социальные, политические, идео­логические и другие факторы

Цена формируется под воздействием ряда факторов, К факторам первого порядка можно отнести: спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование цен. В свою очередь, сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов – внутренних и внешних:

- внутренние (микроэкономические), зависящие от деятельности предприятия;

- внешние (макроэкономические), независимые от деятельности предприятия.

Внутренние факторы: особые свойства товара, способ производства, обеспеченность основными ресурсами, организационно-технический уровень производства, ориентация на различных покупателей, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, имидж предприятия, фирмы на рынке, реклама и продвижение товара.

Внешние факторы: политическая и экономическая ситуация в стране, уровень доходов и сбережений населения, масштабы государственного регулирования экономики и цены, общий уровень инфляции, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическая политика государства.

 

Основными принципами ценообразования являются:

- определение основ государственной политики в области ценообразования;

- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (ра­боты, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяй­ствования покрытие экономически обоснованных затрат и по­лучение достаточной для расширенного воспроизводства при­были.

- государственный контроль за соблюдением действующе­го порядка ценообразования, установленных нормативов и ре­гулируемых цен (тарифов).