Т е м а 3.4. Ценообразование в организации
Экономическое содержание цены. Виды цен. Политика ценообразования в Республике Беларусь. Государственное регулирование цен. Состав цены по элементам. Формирование отпускной цены организации. Налоги, включаемые в цену: налог на добавленную стоимость, акциз.
Обоснование цены в организации. Методы ценообразования.
Экономическое содержание цены
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О ценообразовании», цена – это денежная оценка стоимости единицы товара.
Рыночная цена – это сумма денег, за которые продавец хочет продать товар, а покупатель готов его купить. В рыночной экономике все имеет цену – любой товар и услуга. Цена – это важная экономическая категория, которая должна обеспечить предприятиям возмещение затрат и получение необходимой прибыли. От правильности установления цены зависит объем реализации, конкурентоспособность предприятия и др. показатели.
С цены начинается и ценой заканчивается деятельность предприятия. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг. Уровень цены по-разному влияет на такие важные показатели деятельности предприятия, как прибыль, рентабельность и др.
Роль цены в экономике проявляется на макро- и микроуровне. На микроуровне цена является регулятором производственно – хозяйственной и коммерческой деятельности организации. На макроуровне цена формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях.
Основными функциями цены являются:
Цена выполняет ряд функций, которые имеют важное значение. Информационная функция цены состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах, о наличии товара и его дефицитности (предоставляет информацию для принятия производственных решений).
Планово-учетная функция цены (показывает, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление продукции) означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов и прогнозов. С помощью цен осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей.
Функция цены как средство рационального размещения производства. С помощью цены происходит перелив инвестиций в те сектора экономики, в те производства, где высокая норма прибыли.
Балансирующая функция цены. Цена выполняет уравновешивающую функцию между спросом и предложением, между потребителем и производством; стимулирует рост производства при дефиците товара и разгружает рынок от излишков, ограничивая тем самым производство.
Стимулирующая функция цены. Цена стимулирует производителя через прибыль, которая заключена в цене; поощряет или сдерживает производство и потребление различных товаров. Цены способствуют (или препятствуют) увеличению выпуска и потреблению разных товаров.
Распределительная функция цены (меняет цены под воздействием рыночных факторов). Цена выступает инструментом распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообмена. Особенно эта функция проявляется в цене, которая регулируется государством.
Цены являются индикатором состояния экономики. В них отражаются экономические, социальные, политические, идеологические и другие факторы
Цена формируется под воздействием ряда факторов, К факторам первого порядка можно отнести: спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование цен. В свою очередь, сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов – внутренних и внешних:
- внутренние (микроэкономические), зависящие от деятельности предприятия;
- внешние (макроэкономические), независимые от деятельности предприятия.
Внутренние факторы: особые свойства товара, способ производства, обеспеченность основными ресурсами, организационно-технический уровень производства, ориентация на различных покупателей, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, имидж предприятия, фирмы на рынке, реклама и продвижение товара.
Внешние факторы: политическая и экономическая ситуация в стране, уровень доходов и сбережений населения, масштабы государственного регулирования экономики и цены, общий уровень инфляции, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическая политика государства.
Основными принципами ценообразования являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли.
- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).