Понятие, состав и виды издержек производства.
Тема 3.3. Издержки и себестоимость продукции
Понятие, состав и виды издержек производства. Затраты прямые и косвенные, постоянные и переменные, основные и накладные. Классификация затрат по экономическим элементам и их состав.
Отчисления и налоги, включаемые в издержки производства. Сущность и состав издержек реализации.
Понятие себестоимости продукции. Показатели себестоимости продукции. Затраты на рубль произведенной продукции. Содержание, методы и этапы планирования себестоимости продукции. Смета затрат на производство продукции.
Калькулирование себестоимости единицы продукции. Виды калькуляции. Методы калькулирования себестоимости единицы продукции.
Источники и факторы снижения себестоимости продукции.
Для изготовления продукции на предприятии затрачивается труд, расходуются сырье, материалы, топливо, энергия, используется основной капитал, т.е. ресурсы предприятия.
Затраты — стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Расходы организации - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Сопоставлением величины расходов и суммы полученного дохода рассчитывается финансовый результат отчетного периода — прибыль или убыток.
Процесс производства продукции связан с затратами живого и овеществленного труда. Совокупность этих затрат называют издержками производства. Одначасть издержек производства, связанная непосредственно с изготовлением и реализацией продукции, представляет собой ее себестоимость. Вторая часть включается в издержки производства в виде налогов и предназначена для общества.
Суммарное выражение всех затрат на производство и реализацию продукции в пределах установленных законодательством норм образует себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и др. затрат.
В процессе деятельности предприятие осуществляет различные по своему экономическому содержанию и целевому назначению затраты:
- на производство и реализацию продукции;
- расширение и совершенствование производства;
- удовлетворение материальных и социально-культурных потребностей членов трудового коллектива.
Ресурсы, использованные для изготовления продукции, не отражают всего объема затрат на осуществление производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Кроме затрат, связанных с производством продукции, предприятие несет расходы по ее сбыту и продвижению на рынке. К ним, например, относятся расходы по транспортировке изделий потребителям, по проведению маркетинговых исследований, организации рекламы и др. Выраженные в денежной форме, они представляют издержки реализации продукции (издержки обращения).
Наряду с издержками производства и реализации продукции предприятие платит налоги, сборы, производит отчисления в различные целевые и внебюджетные фонды, которые в соответствии с действующим законодательством также относятся на издержки производства и реализации продукции.
Общая сумма издержек производства и реализации, налогов, сборов и обязательных отчислений образует полную себестоимость продукции.