ОЧИСТКА СЖАТОГО ВОЗДУХА
ВОЗДУХОСБОРНИКИ
Воздухосборники (ресиверы) устанавливают между концевыми холодильниками компрессоров и воздухопроводной сетью. Они служат для сглаживания пульсации потока воздуха, поступающего из компрессора, создания запаса сжатого воздуха для использования в моменты пиковых нагрузок и отделения воды и масла, содержащихся в сжатом воздухе. Воздухосборники особенно необходимы для поршневых компрессоров, у которых выходной поток сжатого воздуха имеет большую пульсацию. Воздухосборники могут быть вертикального и горизонтального исполнения. Наибольшее распространение получили вертикальные, так как они занимают меньшую площадь и более эффективно удаляют загрязнения.
Для лучшей сепарации масла и влаги ввод воздуха делают в средней части воздухосборника (рис. 5.5, г), а вывод— в верхней (при этом входной трубопровод внутри сборника загибается книзу). Внутри воздухосборника устанавливают перегородки или отбойные щиты, заставляющие воздух изменять направление движения. Объем воздухосборника определяют в зависимости от типа и производительности компрессора, допускаемого колебания давления, способа регулирования производительности компрессорной установки и технических требований потребителей.
Для сглаживания пульсации воздуха, подаваемого из компрессора, достаточно установить воздухосборник, объем которого в 25—40 раз превышает объем цилиндра компрессора. Для компенсации пиковых нагрузок в момент одновременной работы наибольшего числа потребителей объем воздухосборника необходимо принимать от 1/120 до 1/60 часовой производительности компрессора.
В сжатом воздухе, поступающем от компрессора, всегда содержится вода, минеральное масло, различные кислоты, щелочи и механические частицы. Эти вредные для пневматических систем примеси могут находиться в сжатом воздухе в виде пара и конденсата. Часто эти примеси образуют водомасляные эмульсии с очень высокой вязкостью.
Источниками загрязнения сжатого воздуха маслом может быть смазочный материал компрессоров, масляные фильтры, устанавливаемые во всасывающих трубах компрессоров, пары и распыленное масло из окружающей компрессор среды. Вынос в линию нагнетания смазочного материала компрессоров является основной причиной содержания масла в пневматических системах.
Высокая температура в поршневом пространстве компрессоров и начальном участке линии нагнетания приводит к парообразованию и термическому разложению масел. В результате масло частично окисляется, образуя нагары и лакообразные пленки, а легкие фракции продуктов разложения масел уносятся в пневмосистему. Концентрация, дисперсный состав и природа твердых загрязнений сжатого воздуха зависят от загрязненности атмосферы, окружающей компрессор. Основным поставщиком механических загрязнений являются продукты коррозии воздухопроводов, а также грязь, попавшая в пневмосистему при монтаже.
Степень очистки воздуха классифицируется ГОСТом (установлено 15 классов чистоты). В каждом классе чистоты воздуха имеются требования, лимитирующие наличие воды, масла и механических примесей по размеру частиц и по общему их количеству в единице объема.
С целью снижения вредного влияния загрязнений сжатого воздуха на работоспособность пневмоприводов машин, пневмоинструмента применяют теплообменные и конденсатоотводящие устройства и различные очистные устройства (поглотители, фильтры, масло и влагоотделители); стремятся исключить при разводке сетей образование скопления и застоя конденсата и проводят систематическую проверку состояния пневмосистемы и ее очистку.
Снижение влагосодержания (осушка) в сжатом воздухе обеспечивается путем охлаждения (с последующим подогревом до рабочей температуры) потока воздуха, а также пропускание воздуха через поглощающие вещества. Охлаждение потока воздуха осуществляется в теплообменниках.
Очистку сжатого воздуха от механических включений проводят при помощи различных пористых перегородок и называют фильтрацией. Наибольшее применение в пневматике получили металлокерамические и тонковолокнистые фильтрующие материалы. Металлокерамические материалы могут обеспечить фильтрацию частиц от 1 до 80 мкм. Металлокерамические фильтры получают методом спекания частиц различных материалов: бронзы, стали, титана и т. д. Фильтры из тонковолокнистых материалов способны провести очистку сжатого воздуха от примесей размером 0,1 ... 0,5 мкм.
Очистку сжатого воздуха с использованием инерционных сил проводят в центробежных аэродинамических устройствах (рис. 5.9, а) и с ударом воздуха в перегородку (рис. 5.9,6). Эти способы очистки называют инерционными. Наибольшее распространение получили центробежные или циклонные очистители, обеспечивающие высокую степень очистки. Размер отделяемых частиц 5 ... 40 мкм, а эффективность отделения 50 ... 95%.
На рис. 5.9,в представлена конструкция фильтра влагоотделителя центробежного типа. Твердые частицы, капли воды и масла, находящиеся в потоке сжатого воздуха, закрученного по спирали крыльчаткой 1, отбрасываются на внутренние стенки резервуара 3. Под крыльчаткой встроен металлокерамический фильтр 2 с фильтрацией частиц размером больше 40 мкм.
Отражатель 4 перегораживает внутреннюю полость резервуара и предотвращает захват влаги, скопившейся на дне резервуара, потоком сжатого воздуха. Степень отделения капельной влаги этим типом влагоотделителей 80 ... 90 % в зависимости от пропускаемого расхода воздуха.