ПРИЛОЖЕНИЯ
Литература
1. Англо-бурская война. 1899-1902 гг.: по архивным материалам и воспоминаниям очевидцев [Текст] / сост. Н.Г. Воропаева. – М.: Вост. лит., 2001. – 521 с.
2. История Африки в документах, 1870-2000: в 3 т. [Текст] / под ред. А.Б. Давидсона. Т. 1. 1870-1918. – М.: Наука, 2005. – 499 с.
3. Ливингстон Д. Последнее путешествие в Центральную Африку [Текст] / Д. Ливингстон; [Пер. с анг. М.Б. Горнунга]. – М.: Мысль, 1968. – 495 с.
4. Ливингстон Д. Путешествие и исследование в Южной Африке с 1840 по 1855 год [Текст] / Д. Ливигстон; [Пер. с англ.]. – М.: Географиз, 1955. – 392 с.
5. Ливингстон Д. Путешествие по Замбези с 1858 по 1864 гг. [Текст] / Д. Ливингстон; [Пер. с анг.]. – М.: Географиз, 1956. – 383 с.
6. Африка: колониализм и антиколониализм (XIX-XX вв.): сб. ст. [Текст]. – М.: Наука, 1990. – 195 c.
7. Бусыгин Е.П. История географии [Текст] / Е.П. Бусыгин. – Казань: Унипресс, 1998. – 213 с.
8. Бюттнер Т. История Африки с древнейших времен [Текст] / Тео Бюттнер; [Пер. с нем.]. – М.: Наука, 1981. – 251 с.
9. Давидсон А.Б. Сесил Родс и его время [Текст] / А.Б. Давидсон. – М.: Прогресс, 1988. – 442 с.
10. Сидорова Е.Г. Британское колониальное правление versus британский либерализм [Текст] / Е.Г. Сидорова. – М.: [б.и.], 2006. – 27 с.
11. Ципкин Г.Р., Ягья В.С. История Эфиопии в новое и новейшее время [Текст] / Г.Р. Ципкин. – М.: Наука, 1989. – 404 с.
Приложение 1
Базовые ценности цивилизаций Востока[211]
Таблица 1
Основные параметры | Китайско-конфуцианская цивилизация | Индо-буддийская цивилизация | Арабо-исламская цивилизация |
1. Генеральная установка цивилизации. Особенности менталитета. | Жизнь – есть долг. Главным принципом является принцип осознанного долга. | Высшая ценность для человека – это ценность небытия. | Абсолютная покорность человека Аллаху, а далее – Пророку, халифу, вплоть до местного начальника. |
2. Отношение к государству. | Государство «отец и мать народа» (Конфуций). Подданные должны проявлять сыновью почтительность (сяо). Однако, согласно учению Мэн Цзы «о перемене мандата», народ может заменить неугодного правителя, если он не заботиться о своих подданных. | Безразличие социума к государству. Слабая политическая активность. Ее рост связан с колонизацией, с реформацией индуизма (XIX в.), с гандизмом. | Государство – благодетель. Предельное слияние светской и духовной власти (султан-халиф) способствовало выработке сознания, что государство милостиво как Аллах и карает также как он. Забота государства о подданных закреплена в Коране – налог в пользу бедных (закят). |
3. Отношение к частной собственности. | Противоречивое. С одной стороны, культ труда, успеха, ибо для китайцев, японцев, счастье в труде. С другой стороны – система постоянно занята перераспределением земных благ, возвратом к традиционной земельной норме и т.д. | Безразличное. Нет культа материального благосостояния. Мирская шкала ценностей не имеет значения. | Противоречивое. С одной стороны Коран защищает частную собственность, но только честно заработанную (беспроцентный кредит и т.д.). С другой стороны, потеря собственности не воспринималась как трагедия. Ибо на земле «все принадлежит Аллаху». |
4. Классы, сословия, страты. | Размытость сословно-классовых образований связана с учением Конфуция о возможном самосовершенствовании человека через самовоспитание, образование. Принцип меритократии (власть достойных). | Жесткая дифференциация по кастовому признаку исключала возможность образования, как сословий, так и классов. | Равенство людей перед Аллахом предполагало и их равенство перед законом, государством и т.п. Отсюда, классов в их западном понимании не было. |
5.Индивидуализм или коллективизм? Во всех традициях Востока примат социума над индивидом. Важность регулирования корпоративных связей. | Культ предков, патернализм. Регламентированное поведение человека в рамках традиции. Возможна личная карьера через систему шэньши. | Коллективизм в рамках непроницаемой кастовой системы. Индивидуализм тоже в рамках касты – каждый только сам может и должен улучшить свою карму. Установка на высшую ценность Небытия. | Коллективизм, замкнутый по отношению к миру извне, но открытый всем, уверовавшим в Аллаха. Поведение каждого регламентируется религией –законами шариата. Обязанность умереть во имя Аллаха. |
6. Религия. Во всех традициях Востока слияние духовной и политической власти. Однако, степень слияния различна. | Относительное безразличие к религии. | Религиозная терпимость | Освящение (сакрализация) политической власти, деспотизма. |
7. Культура чувств. Восприятие мира. | Сфера чувств ограничена принципом осознанного долга. Индивид «должен» обществу, государству, отец – сыну, в меньшей степени – семье. | Высочайшая культура чувств, альтруизм, жертвенность, веротерпимость. | Чувства индивида направлены, с одной стороны в сферу религии – Аллаху, с другой стороны, именно на арабском Востоке возникло такое понятие как «счастье». «Фальсафе» – наука о счастье. |
Приложение 2
Хронологическая таблица[212]
История Японии в XVI – начале XX вв. | |||||
Окончание междоусобных войн. Победа домом Токугава своих противников в битве при Сэкигахаре. | |||||
1603 -1868 | Правление сёгунов дома Токугава. | ||||
Запрещение христианства в Японии. | |||||
Окончательное установление военной диктатуры сёгунов дома Токугава. | |||||
Запрещение японцам покидать свою страну. | |||||
1638-1639 | Указы Токугава о «закрытие страны». Единственный «открытый» порт Нагасаки: в нем могли торговать голландцы и китайцы. | ||||
1680-1709 | Правление сёгуна Цунаёси. | ||||
Принятие законодательного кодекса «100 статей». Укрепление государственности. | |||||
Первый американо-японский договор. Насильственное открытие Японии. | |||||
Русско-японский договор (Симодский) о торговле, о границах и дипломатических отношениях. | |||||
1863-1869 | Гражданская война в Японии. Ликвидация сёгуната. Восстановление власти императора – Мэйдзи исин (1868) | ||||
1868-1873 | Буржуазные реформы Мэйдзи исин. | ||||
Создание либеральной партии – Дзиюто. | |||||
Создание партии реформ – Кайсинто. | |||||
Принятие первой японской конституции, создание парламента. | |||||
1894-1895 | Японо-китайская война. | ||||
Образование партии Сэйюкай (Общество политических друзей). | |||||
1904-1905 | Русско-японская война. | ||||
Аннексия Японией Кореи. | |||||
Вступление Японии в Первую мировую войну. | |||||
История Китая в XVII – начале XX вв. | |||||
1644-1912 | Правление маньчжурской династии Цин. | ||||
1662-1723 | Правление императора Канси. Укрепление государства. | ||||
Русско-китайский договор о торговле и границах (Нерчинский). | |||||
«Закрытие» Китая. | |||||
1736-1795 | Правление императора Цяньлуна. | ||||
1840-1842 | Первая «опиумная» англо-китайская война. | ||||
1850-1864 | Крестьянская война тайпинов. | ||||
Начало вооруженной борьбы тайпинов. | |||||
1851-1861 1851 | Правление императора Сяньфэна. Создание тайпинского государства (Тайпин Тяньго). | ||||
Взятие тайпинами Нанкина. Обнародование «Земельной системы Небесной династии». | |||||
1856-1860 | Вторая «опиумная» война Англии и Франции против Китая. | ||||
1862-1874 | Правление императора Тунчжи. | ||||
Падение столицы Тайпин Тяньго Нанкина. | |||||
1875-1908 | Правление императора Гуансюя. | ||||
1884-1885 | Франко-китайская война за Вьетнам. | ||||
1894-1895 | Японо-китайская война. Поражение Китая. | ||||
Серия неравноправных договоров Китая со странами Запада и Японией. Раздел Китая на сферы влияния. | |||||
«Сто дней реформ». Реформаторская деятельность Кан Ювэя. | |||||
1898-1901 | Восстание ихэтуаней. Интервенция восьми держав в Китай. Подписание «Заключительного протокола». | ||||
Создание Сунь Ятсеном Объединенного революционного союза (Тунмэнхой). | |||||
1911-1913 | Синьхайская революция. Свержение монархии, провозглашение республики. | ||||
Учанское восстание (10 октября – начало революции). | |||||
12 февраля 1912 | Отречение императора Пу И, падение Цинской династии. | ||||
Передача Сунь Ятсеном поста временного президента Ки тайской республики Юань Шикаю. | |||||
Основание Национальной партии (Гоминьдан). | |||||
Принятие первой конституции. | |||||
«Вторая революция» в Китае. | |||||
Попытка Юань Шикая восстановить монархию. | |||||
Вступление Китая в Первую мировую войну. | |||||
История Индии в XVI – начале XX вв. | |||||
Вторжение узбека Бабура на территорию Афганистана и Северной Индии. Начало империи Великих Моголов. | |||||
1556-1605 | Правление внука Бабура, падишаха Акбара. | ||||
Вторжение Надир-шаха в Индию. Ограбление Дели. | |||||
Вторжение афганцев в Северную Индию. | |||||
1756-1763 | Семилетняя война, победа Англии. | ||||
23июня1757 года | Битва при Плесси. Начало завоевания английской Ост-Индской компанией Индии. | ||||
1756-1764 | Завоевание Бенгалии англичанами. | ||||
1767-1769 | Первая англо-майсурская война. | ||||
1780-1784 | Вторая англо-майсурская война. | ||||
1790-1792 | Третья англо-майсурская война. | ||||
1798-1799 | Четвертая англо-майсурская война. Завоевание Майсура англичанами. | ||||
Подчинение Ост-Индской компанией маратхских княжеств. | |||||
Создание в Индии Р.М. Раем общества «Брахмо самадж». | |||||
Ликвидация английской Ост-Индской компании как торговой организации. | |||||
Аннексия Панджаба англичанами. | |||||
Аннексия Ауда англичанами. | |||||
1857-1859 | Национальное (сипайское) восстание против англичан в Индии. | ||||
Принятие «закона об управлении Индией». Индия – колония Великобритании. | |||||
60-70-е гг. XIX в. | Реформы английской колониальной администрации в Индии. | ||||
Основание Индийского национального конгресса. | |||||
Закон о разделе Бенгалии. | |||||
1905-1908 | Революционный подъем в Индии. «Свадеши», «сварадж». | ||||
Создание Мусульманской Лиги. | |||||
Раскол Индийского национального конгресса. Выход из ИНКа Тилака и его сторонников. | |||||
Суд над Тилаком. Бомбейская стачка протеста. | |||||
Отмена раздела Бенгалии. Перенесение столицы Британской Индии из Калькутты в Дели. | |||||
1916 год | Возвращение Тилака и его сторонников в ИНК. Съезды Конгресса и Мусульманской Лиги в Лакхнау. | ||||
1914-1918 | Участие Индии в Первой мировой войне | ||||
1920-1922 | Первая кампания гражданского неповиновения М. Ганди. | ||||
История Афганистана в XVI – начале XX вв. | |||||
Провозглашение Ахмед-хана Дуррани шахом Афганистана. Вторжение афганцев в Индию. | |||||
Дост Мухаммед провозглашен эмиром Кабула. Начало правления баракзайской династии. | |||||
1838-1842 | Первая англо-афганская война. | ||||
1878-1880 | Вторая англо-афганская война. Гандамакский договор между Афганистаном и Англией. | ||||
Народное восстание против англичан в Кабуле. | |||||
Поражение англичан под Майвандом. | |||||
1887-1893 | Определение государственных границ Афганистана. | ||||
Третья англо-афганская война. Провозглашение независимости Афганистана. | |||||
История Ирана в XVII – начале XX вв. | |||||
1502-1736 | Время существования тюркского государства Сефевидов (Кызылбашское государство). В европейских источниках государство Сефевидов называлось Персией. | ||||
1796-1925 | Правление династии Каджаров. | ||||
1796-1797 | Правление первого Каджара Ага Мухаммада-шаха. | ||||
1797-1834 | Правление Фат Али-шаха. | ||||
1804-1813 | Русско-иранская война. Гюлистанский мир. | ||||
1826-1828 | Русско-иранская война. Туркманчайский мир. | ||||
Разгром русского посольства в Иране, убийство А.С. Грибоедова. | |||||
Борьба Ирана за присоединение княжества Герат. | |||||
1848-1896 | Правление шаха Насер ад-Дина. | ||||
1848-1852 | Восстания бабидов. | ||||
1850-1851 | Попытки реформ Амир Незама. | ||||
1855 – 1857 гг. | Серия неравноправных договоров Ирана с западноевропейскими странами и США. | ||||
1856-1857 | Англо-иранская война. | ||||
«Табачные бунты» на юге Ирана. | |||||
Начало иранской революции (конституционного движения). | |||||
1906-1907 | Принятие первой конституции. | ||||
Англо-русское соглашение о разделе сфер влияния в Иране. | |||||
1908–1909 гг. | Тебризское восстание (в историографии называется также гражданской войной в Тебризе). Кульминация иранской революции 1905-1911 гг. | ||||
Поражение иранской революции. | |||||
Ратификация англо-русского соглашения о разделе Ирана на сферы влияния. | |||||
История Османской империи в XVII – начале XX вв. | |||||
Взятие турками-османами Константинополя. | |||||
1520-1566 | Правление Сулеймана I Законодателя. | ||||
Ян Собесский освободил Вену. | |||||
Петр I взял Азов. | |||||
1735-1739 | Первая русско-турецкая война. | ||||
1768-1774 | Вторая русско-турецкая война. Кючук-Кайнарджийский мир. | ||||
1787-1791 | Третья русско-турецкая война. Ясский мир. | ||||
1792-1796 | Реформы Селима III (1789-1807). | ||||
1798-1801 | Оккупация Египта войсками Наполеона Бонапарта. | ||||
Провозглашение Мухаммеда-Али пашой Египта. | |||||
1806-1812 | Русско-турецкая война. Бухарестский мир. | ||||
Ликвидация янычарского корпуса Махмудом II (1808-1839). | |||||
1828-1829 | Русско-турецкая война. Адрианопольский мир. | ||||
Захват Алжира Францией. | |||||
Ункяр-Искелесийский русско-турецкий договор. | |||||
Ликвидация военно-ленной системы в Турции. | |||||
Начало танзимата. Гюльханейский указ. | |||||
1839-1861 | Правление Абдул-Меджида. | ||||
1853-1856 | Крымская война. | ||||
Второй манифест о реформах (танзимат) в Османской империи. | |||||
1860-1861 | Французская интервенция в Сирию и Ливан. | ||||
Создание в Стамбуле общества «Новых османов». | |||||
Принятие первой турецкой конституции. | |||||
1877-1878 | Русско-турецкая война. Сан-Стефанский мир. | ||||
Роспуск османского парламента. Отмена конституции Абдул-Хамидом II. | |||||
Оккупация Египта англичанами. | |||||
Образование тайного комитета «Единение и прогресс» (иттихад). | |||||
1894-1896 | Армянские погромы в Турции. | ||||
Объединительный съезд младотурок (иттихадистов) в Париже. | |||||
1908-1909 | Младотурецкая революция (военно-революционный переворот). | ||||
Апрель 1909 | Подавление контрреволюционного мятежа в Стамбуле и свержение султана Абдул-Хамида II. | ||||
1911-1912 | Война Турции с Италией за Ливию (Трипольская война). Поражение Турции. | ||||
1912-1913 | Балканские войны. | ||||
Начало правление «младотурецкого триумвирата» в лице Энвер-бея, Талаат-бея, Джемаль-бея. | |||||
Октябрь 1914 года | Вступление Турции в Первую мировую войну на стороне Тройственного союза. | ||||
Страны Африки в XIX – начале XX вв. | |||||
Создание африканцами по происхождению, переселенцами из США Нигерии. | |||||
Завоевание Францией Алжира. | |||||
Вт. пол. XIX в. | Географические открытия в Центральной Африке. Экспедиции Д. Ливингстона, Кэмерона и Стэнли. | ||||
70-е гг. XIX века | Открытие богатейших залежей алмазов в Южной Африке. «Алмазная лихорадка». | ||||
1878-1879 | Первая англо-зулусская война. | ||||
80-гг. XIX века | Открытие месторождений золота в Южной Африке. «Золотая лихорадка». | ||||
Завоевание Францией Туниса. | |||||
Завоевание Англией Египта. | |||||
Провозглашение «независимости» Конго (фактически Конго становится колонией Бельгии). | |||||
1890-1896 | Захват компанией С. Родса междуречья Лимпопо-Замбези. | ||||
1895-1896 | Итало-эфиопская война. Признание Италией независимости Эфиопского государства. | ||||
1899 -1902 | Англо-бурская война. | ||||
Образование британского доминиона ЮАС (Южно-Африканского союза). | |||||
1911-1912 | Трипольская война. Завоевание Италией Ливии. | ||||
Приложение 3
Терминологический словарь[213]
Аннексия – захват, насильственное присоединение территории чужого государства.
Анклав – часть территории одного государства, окруженная территорией другого или других государств и не имеющая выхода к морю. Если анклав имеет выход к морю, принято говорить о полуанклаве.
Апартеид (раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации и сегрегации, применяемая правительством Южно-Африканского Союза, позднее Южно-Африканской Республики против чернокожего населения страны. Апартеид отменен в декабре 1993 г. новой конституцией ЮАР.
Арбаби –тоже, что и мульк – частная земельная собственность в Иране, Османской империи в XIX в., связанная с развитием товарно-денежных отношений. Арбаб(мн. ч.) – новые «помещики», тесно связанные с купцами и принимавшие активное участие во внутренней и внешней торговле.
Арпалыки – в Османской империи земельные держания ненаследственного типа. Обычно давались гражданским чинам.
Ашар – налог, который платили крестьяне-арендаторы в Османской империи. Обычно, земли были арендованы у заимов и тимариотов. Налог составлял 10% урожая. Часть налога держатель земли оставлял себе, часть обязан был вносить в государственную казну. Последнее условие выполнялось не всегда.
Ахимса – (санскр. «отказ от причинения вреда»). Основополагающее понятие в джайнизме, буддизме и индуизме, означающее ненасилие. Возродилось в начале XX в. в индуизме западнического толка и в движении за независимость Индии благодаря М.К. Ганди.
Бабизм –религиозное учение Али Мухаммеда Баба (1820-1850), возникло в Иране в 1847 г.Сторонники бабизма – бабиды – проповедовали равенство людей, провозглашали освобождение от налогов, равенство мужчин и женщин, предприняли попытку установления общности имуществ и его уравнительного распределения. Восстания бабидов (1848-1852) были жестоко подавлены.
Бакуфу (дословно «правительство военной палатки») – собрание японских сановников, управляющих страной. Сложилось в XII в. в эпоху первого сёгуната Минамото. Состояло из представителей княжеских родов, лично преданных сёгуну. Во времена сёгуната Токугава (1603-1868) в состав правительства входили представители семейств фудай даймё.
Баоцзя – система круговой поруки, полицейского надзора в китайской сельской и городской общине времен династии Цин. Система баоцзя узаконена в правление императора Канси (1662-1723).
Бей – бек, бег – господин, государь, нередко князь. В исламских странах первоначально титул бей принадлежал владетельным особам или лицам царского происхождения. В дальнейшем в Иране (Персии) и Турции (Османской империи) его присваивали военным и гражданским чинам.
Бест – основанное на старинном обычае право убежища на территории священных, неприкосновенных мест в Иране (Персии), например, мечети, гробницы. С XIX в. – помещения иностранных посольств и ряд других учреждений.
Бехаизм – религиозно-политическое течение в исламе. Возникло в среде последователей Али Мухаммеда Баба в середине XIX в. после подавления бабидских восстаний (1848-1852). Основатель Мирза Хусейн Али Нури, по прозвищу «Бехаулла». Последователи бехаизма отрицают национальные государства, проповедуют идеи единения науки и религии.
Богдохан – от монгольского «богдохан» – священный государь. Один из титулов китайских императоров Цинской династии (1644-1912). Так в русских грамотах XVI-XVII вв. именовали императоров Китая.
Буддизм – одна из трех мировых религий, зародилась в Индии в середине I тысячелетия до н.э. Распространилась в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, Дальнего Востока. Основатель – принц Гаутама, Будда Шакья-Муни. В основе буддизма – четыре непреложные истины: жизнь есть страдание; источником страдания являются человеческие страсти, привязанности; цель человека – прервать страдания, разорвать круг рождений и смертей; спасение – в переходе в нирвану, в страну забвения, в слиянии с Абсолютом. В XII в. буддизм почти исчезает из Индии, ибо он не мог преодолеть индуистскую кастовость. Внутри буддизма множество направлений, например в Монголии – ламаизм
Букэ («военные дома») – военное феодальное сословие в Японии при Токугава, разделенное на два разряда: даймё (владетельные князья) и рядовые самураи – воины-буси, не имеющие владений.
Буры – африканеры –потомки европейцев (французы, голландцы), переселившиеся в Южную Африку (мыс Доброй Надежды) в XVII в., потерявшие связи с исторической родиной. Создали государство буров.
Буси– военно-феодальное сословие в Японии, правившее в XII – XIX вв.
Бусидо –(от японского «Путь воина») кодекс поведения японских самураев. Требовал верности господину, строгого соблюдения клятв, признания военного дела единственным достойным занятием самурая.
Вазир –везир – визирь – высший сановник и руководитель ведомства во многих странах Ближнего и Среднего Востока в средние века и в новое время. Великий вазир – то же, что и садр-азам (садразам). Первый министр в правительстве Ирана, Османской империи и др. стран.
Вакуфы – вакфы – земли и другие виды имущества, принадлежащие мусульманской общине, не облагались налогами. Обычно вакуфы были частными или государственными дарениями мусульманским организациям, доходы от вакуфов должны были использоваться на благотворительные цели.
Вали – генерал-губернаторы в Иране, в Османской империи.
Варна –(санскр. varna, букв. «цвет») – социальная группа в традиционном индийском обществе, принадлежность к которой определялось только рождением. Традиционное индийское общество делилось на четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (правители, администраторы, воины), вайшьи (свободные члены общины, часто ремесленники и торговцы), шудры (неполноправные члены общины, часто слуги).
Вилайеты–велаеты–области в Иране, Османской империи (Турции). Входили в состав провинций – эялетов (эйалетов). Вилайеты – государственно-административные области в исламских странах, границы которых совпадали с территориями расселения отдельных племен, или с историческими областями, вошедшими в состав империй в результате завоеваний.
Вето– запрет, право главы государства приостановить действие закона, принятого парламентом.
Восьмизнаменные войска– маньчжурские воинские подразделения, завоевавшие Китай в 1644 г. В дальнейшем являлись опорой маньчжурской династии Цин (1644-1912). Каждое подразделение имело знамя определенного цвета.
Газават– см. джихад.
Гоминьдан– национальная партия в Китае. Партия создана Сунь Ятсеном в 1912 г. на базе «Объединенного союза», принимала активное участие в Синьхайской революции 1911-1913 гг. Боролась за демократическую республику. До 1927 г. самая влиятельная партия в Китае.
Гуань– казенное начало в экономике Китая
Гуаньди –государственные или чиновничьи земли в Китае времен династии Цин. Составляли ¼ земельного фонда страны. Во времена правления маньчжуров к землям гуаньди относились: земли императора и его семьи, влиятельных князей и маньчжурской аристократии, земли казны, монастырей, земли, пожалованные за службу офицерам и солдатам «восьмизнаменных» войск. Часто не обрабатывались, составляли резервный фонд на северо-востоке Китая.
Даосизм – философское учение в Китае в IV – III вв. до н.э., на основе которого во II в. н.э. складывается религия того же названия. Главное понятие даосизма – «Дао» – Путь, сущность и первопричины мира, источник его многообразия. В даосизме есть божественный пантеон, возглавляемый троицей – Шан Ди (яшмовый владыка), Лао Цзы и творец мира Пань Гу. Религиозная организация строиться по иерархическому признаку. Важную роль играют жрецы и монахи. В начале V в. оформляется вероучение и ритуал, даосизм становится государственной религией. В дальнейшем характерно сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий и мистики.
Датун – букв. Великое Единение. В традиционном Китае утопическая идея единства всех китайцев-ханьцев, для создания государства Великого Благоденствия – Тайпин Тяньго.
Даймё(дословно «князь») – крупный землевладелец-феодал в Японии, чьи земельные угодья давали совокупный годовой доход не менее 10 тыс. коку риса (коку – мера объема, равная 180 литрам, коку риса весит 150 кг). Становление княжеств относится к XV в., времени сёгунов дома Асикага, когда военные губернаторы провинций под воздействием экономического развития страны существенно расширили свои земельные владения. Титул даймё отменен в ходе реформ Мэйдзи и вместо него введены титулы маркиза, графа, виконта.
Джагир –условное ненаследственное держание (провинции, области, земли, города) за несение государственной службы. В Могольской державеджагирдар–правитель провинции и держатель земли.
Джаджмани – общинно-кастовая система прямого натурального обмена в индийской деревне в средние века и в новое время.
Джалса –совет из числа Могольской знати и горожан, во время национального восстания сипаев в Индии (1857-1859). Члены джалсы пытались руководить восстанием.
Джизья – подушный налог в исламских государствах. Взимался с взрослых и свободных «людей Писания» (т.е. христиан) мужского пола, а также с других немусульман. Известен со времени Пророка Мухаммеда.
Джирга – совет старейшин при эмире Афганистана.
Джихад –(«усиление») – борьба за веру – борьба на пути Аллаха. Первоначально понималось, как борьба в защиту и за распространение ислама. Джихад обычно означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама, в этом значении его синонимами выступают у мусульман слова фатх и газават, а у немусульман – «священная война».
Дзиюто(«Конституционно-либеральная партия»), возникла в Японии в 1881 г. В нее входили «новые помещики» и сельская буржуазия. В первые годы боролась против засилья в правительстве представителей бывших княжеских домов Сацума и Тёсю. Выступала за снижение поземельного налога. Наибольшую активность проявила в борьбе за конституцию 1889 г., пользовалась покровительством финансово-промышленного объединения Мицуи.
Деспотия –форма неограниченной самодержавной власти, отличающаяся произволом властителя и полным бесправием народа, а также государство, управляемое деспотом. В странах Востока деспотия предполагала разную степень сакрализации власти.
Дивани (диван) – центральное налогово-финансовое ведомство в Могольской Индии. В Османской империи и некоторых других мусульманских странах – совет при правителе. В современных государствах Ближнего и среднего Востока – правительственные учреждения по административным и судебным делам.
Доминион – государство, бывшее колонией Великобритании, затем входящее в Британское Содружество (прежде Британскую империю). Главой государства в доминионе считался английский монарх, но при этом сохранялось внутреннее административное и политическое самоуправление.
Закят –обязательная очистительная милостыня, предусмотренная в Коране, один из пяти столпов ислама. В мусульманских странах закят-налог в пользу бедных составлял до 10% стоимости имущества верующего.