II. Политическое развитие страны: реформы и их последствия

В 1848 г. шахом Ирана стал Насер ад-Дин. В первые годы правления молодого шаха страна уже находилась в состоянии глубочайшего социально-экономического и политического кризиса. Ярким показателем кризиса стали бабидские восстания (1848-1852). Преодолеть внутренний кризис возможно только реформируя государство.

Первая попытка проведения реформ была предпринята садразамом Мирзой Таги-ханом. Как главнокомандующим иранской армии он носил титул Амир Незама («князя армии»). Реформатор считал своей первоочередной задачей укрепление государственного суверенитета. Для этого нужны были реформы в армии. Амир Незам занялся реорганизацией армии, в первую очередь, укрепил в ней дисциплину. Чтобы упорядочить финансы, он сократил государственный аппарат и попытался отменить столь распространенную откупную систему, начал борьбу с коррупцией. Многие высшие сановники были обвинены во взяточничестве и строго наказаны. Одновременно глава правительства старался проводить протекционистскую политику, поддерживать собственную торговлю и промышленность. Однако его деятельность вызвала волну недовольства среди титулованной знати и высшего духовенства. В 1851 г. Амир Незам был лишен всех постов, сослан в ссылку, а затем казнен. Молодому шаху внушили, что все преобразования направлены на захват садразамом шахского престола.

Вторая попытка реформбыла предпринята самим шахом в 70-80-е гг. В 1873, 1878 и 1889 гг. он совершил поездки в Россию и в Европу. После этих визитов Насер ад-Дин провел реорганизацию центрального управления: создал министерства внутренних дел, почт и телеграфа, просвещения, юстиции. Были основаны светские школы для юношей из зажиточных семей. Но даже эти поверхностные реформы вызвали недовольство высшего духовенства. Особенно беспокоило духовенство стремление шаха ограничить судебную власть шиитских имамов. Иранское общество в своей основной массе видело в реформах только одно – европеизацию страны, а значить наступление на традиционные устои и обычаи. Незавершенность реформ и усиление зависимости от Запада привели к политическому кризису.

Была ли серьезная оппозиция существующему режиму? Сплоченной буржуазной оппозиции не было, и быть не могло, ибо не было носителей этой идеологии. Но в конце века недовольство охватило почти все слои иранского общества.

В среде крестьянства. В 1891 г. в южных районах страны прошли крестьянские «табачные бунты». Шах даже был вынужден аннулировать английскую табачную концессию.

В среде городского населения. В 1893-1894 гг. в Исфахане, в Ширазе и в других городах страны наблюдались волнения ремесленников и мелких торговцев, так называемые «голодные бунты».

В среде светской интеллигенции с критикой правительства выступил писатель-публицист Мальком-хан. В 1890 г. он основал в Англии газету «Канун» (Закон). Его деятельность способствовала пробуждению национального самосознания иранцев. Однако связи представителей эмиграции со страной были слабыми.

В среде духовенства и религиозной интеллигенции возродилась идея объединения всех мусульманских народов в единую исламскую империю. Именно в Иране дважды побывал идеолог панисламизма Джемаль ад-Дин аль Афгани (1886, 1889 гг.). В дальнейшем он вынужден был эмигрировать в Европу, затем Османскую Турцию. Долгое время Джемаль ад-Дин жил в Лондоне, где издавал на двух языках: арабском и английском, журнал «Свет двух полушарий». Подобно Герцену с его знаменитым «Колоколом», иранский просветитель возвещал всему мусульманскому миру о том, что настал час возрождения Востока. По мнению Л.С. Васильева, на начальном этапе колонизации сторонники панисламизма хотели приспособить мир ислама к существованию в новых условиях и противопоставить мусульманское единство натиску европейского колониализма[166]. Однако, борьба за национальное возрождение нередко провоцирует ярый национализм и шовинизм. Последователи аль Афгани считали, что возрождение Ирана возможно только путем устранения шаха, именно так они понимали призыв лидера панисламистов. В дальнейшем иранский панисламизм сочетает религиозный фанатизм с анархизмом.

Первого мая 1896 г. Насер ад-Дин был убит панисламистом Резой Кермани. Новым шахом стал Мозаффар ад-Дин. При нем ситуация еще больше усложнилась. С засильем иностранцев шах справиться не мог, налоги росли, положение народа все ухудшалось. Система всеобщего ограбления, взяток, продажи государственных должностей достигла своего апогея. В последние годы XIX в. почти по всему Ирану прокатилась волна голодных бунтов. Они были связаны с ростом цен на хлеб. Народные волнения сопровождались столкновениями с полицией, были убитые и раненые. Рост антиколониальных выступлений свидетельствовал о массовом недовольстве иранского народа политикой правительства, и отражал его стремление к национальной независимости. Политический кризис конца XIX – начала XX вв. совпал с общим революционным бумом в Азии. Не избежал этого бума и Иран.