Подъем антиколониального движения 1904-1908 гг.
III. Раздел Бенгалии.
В начале XX в. политическая обстановка в Индии обострилась в связи с решением вице-короля лорда Керзона разделить Бенгалию. Как уже отмечалось, Бенгалия была сердцем Индии, а Калькутта – столицей государства до 1858 г. Население провинции составляло 78 млн человек: примерно 50% мусульмане, 50% индусы. Мусульманское население преобладало в Восточной Бенгалии, индусское – в Западной Бенгалии. Керзон считал, что раздел Бенгалии «разрубал надвое политические планы тех экстремистов и агитаторов, которые в своей борьбе за политические уступки искали случая, когда они смогли бы направить против британского правительства общую силу бенгальского народа»[133]. Конечно, раздел Бенгалии должен был решить и некоторые экономические проблемы. Колониальные власти хотели заменить систему постоянного заминдари – временным, и тем самым повысить земельный налог.
В работах востоковедов советского периода отмечалось, что борьба против раздела Бенгалии велась и индусами, и мусульманами, она способствовала «пробуждению Индии», росту национального самосознания и т.д. Большинство современных отечественных историков считают, что, проводя раздел Бенгалии, англичане стремились противопоставить бенгальцев-мусульман бенгальцам-индусам. Натравляя мусульман на индусов, колониальные власти внешне демонстрировали свое благожелательное отношение к мусульманам. В современной российской историографии наряду с вышеизложенной точкой зрения есть и другие оценки. В частности, Л.Б. Алаев полагает, что мусульмане «увидели в создании мусульманской провинции шанс усиления своей политической роли», так как их положение в Бенгалии было значительно хуже, чем положение индусов. Исходя из этого, мусульмане Бенгалии должны были поддержать ее раздел. По мнению Л.Б. Алаева, борьба против раздела Бенгалии как раз и проложила грань между индусами и мусульманами[134]. Нам кажется, эта точка зрения нуждается в научном обсуждении с привлечением новых документальных материалов и т.д.
Известие о разделе Бенгалии было встречено мощным протестом индийской и особенно бенгальской общественности. Подавались петиции, меморандумы, устраивались демонстрации, митинги. 16 октября 1905 г. был объявлен в Бенгалии днем национального траура. На улицах Калькутты развернулась первая в истории Индии крупная массовая демонстрация. С раннего утра толпы людей шли к берегам Ганга, совершали там религиозные омовения и повязывали себе запястья полоской красной материи – знак единства бенгальского народа. Деловая жизнь города замерла. Весь день в знак траура люди не разводили огня, не готовили пищи. Раздел Бенгалии воспринимался как национальная трагедия, как гибель Индии. Великий индийский поэт-патриот Рабиндранат Тагор в своем стихотворении «Рай» писал:
Ты знаешь, брат, где рай?
Рай воплощен в моем горячем теле,
В моей печали, в нежности, в веселье, в моей любви,
В моем стыде, в моем труде, в бушующей крови,
В волнах моих смертей, моих рождений,
В игре всех красок, всех цветов, в оттенках,
В свете, в тени. Он влился в песнь мою…[135]
Этой песней для поэта была Бенгалия. Он называл ее «моя золотая Бенгалия».
1905-1908 гг. время наивысшего подъема национального движения в Индии. Оно проходило под лозунгами свадеши и сварадж.
Свадеши – буквально «своя земля». Лозунг свадеши понимался индийским народом в двух смыслах. В узком смысле – это свое производство, своя промышленность. В широком смысле – это своя экономика, культура, религия, образование. То есть, все национальное.
Сварадж – буквально «свое правление». Борьба за «сварадж» фактически являлась борьбой за национальную независимость.
Подъем национально-освободительного движения выразился, во-первых, в росте выступлений наемных рабочих. В 1905 г. прошла крупнейшая стачка в Бомбее, в 1906 г. – забастовка на бенгальском участке железной дороги, в 1907г. – демонстрации протеста в Калькутте, Мадрасе и других городах. Участники движения требовали повышения заработной платы, сокращения продолжительности рабочего дня и др. Пиком рабочего движения стал 1907 г.
Во-вторых, в 1905-1907 гг. прошли крестьянские восстания. Особенно крупным было восстание в Панджабе (1906-1907). Крестьяне выступали за снижение земельного налога и даже напомнили властям, что прошло 50 лет со времени народного восстания 1857-1859 гг. Наивысшая политическая активность в среде крестьянства наблюдалась в 1907 г.
В-третьих, растет влияние Конгресса, он активизирует свою деятельность, принимает одну за другой поправки к первоначальной программе. Конгрессисты выступают против раздела Бенгалии. В декабре 1905 г. на 21 сессии даже умеренное руководство Конгресса признает необходимость вовлечения народа в национальное движение. Правда, руководство Конгресса не поддерживает идею проведения «свадеши» в других районах Индии, полагая, что достаточно участия в движении одной Бенгалии. Однако через год на 22 сессии Конгресса в Калькутте впервые была принята резолюция с требованием установления в Индии «системы правления, существующей в самоуправляющихся английских колониях». Таким образом, в декабре 1906 г. Конгресс подтвердил, что под свараджем понимаются права доминиона. Решение калькуттской сессии было компромиссом между либералами и «крайними». Но фактически в них преобладала позиция либералов. Бал Тилак писал: «Никто из нас не хотел раскола Конгресса, поэтому мы пошли на компромисс, удовлетворившись тем, что наши принципы были признаны только частично».
В 1907 г. национальное движение достигло наивысшего подъема. Это испугало либеральное большинство партии. Первыми забили тревогу бенгальские либералы, их поддержали конгрессисты в других районах Индии. Раскол Конгресса стал неизбежным. В декабре 1907 г. на 23 сессии в Сурате присутствовало 1600 человек, из них только 300-500 членов партии разделяли взгляды Тилака. Умеренное большинство требовало прекратить бойкот английских товаров, осуждало «насильственные» (неконституционные) методы борьбы. Радикалы во главе с Тилаком вынуждены были выйти из партии. В результате репрессий колониальных властей Тилак был арестован. Над лидером индийских радикалов состоялся суд. 23 июля 1908 г. в Бомбее прошла массовая политическая стачка, в которой участвовало около 100 тысяч человек. Она продолжалась шесть дней, ибо на шесть лет тюремного заключения был осужден Бал Тилак. На второй день начались столкновения с полицией, в которых погибло около 200 человек. Колониальные власти вызвали на помощь даже австралийскую пехоту. Движение было подавлено.
Каковы же последствия национального подъема 1905-1908 гг.?
Начиная с первой мировой войны, некоторые конгрессисты знакомятся с гандизмом. В 20-40-е годы гандизм станет идеологией Конгресса. Пока же молодой индийский адвокат М. Ганди живет в Южной Африке, ведет переписку с Л.Н. Толстым, увлекается его идеей «непротивления злу насилием». В дальнейшем Ганди разработает собственную концепцию ненасильственного сопротивления. Уже в 1907 г. в Южной Африке в знак солидарности с Индией Ганди объявил «сатьяграху» – особую форму протеста, неподчинения колониальным властям, неприменения насилия даже в ответ на насилие.
События 1904-1908 гг. разбудили мусульманское население Индии, оно также принимает участие в освободительном движении. В 1905 г. против раздела Бенгалии выступили не только индусы, но и мусульмане. В 1906 г. в Дакке в исламском центре Бенгалии была создана Мусульманская Лига. По типу и структуре она была похожа на Конгресс. В первые годы во главе Лиги стояли крупные землевладельцы, и новая партия действовала нерешительно. Но постепенно к руководству этой организацией пришли молодые энергичные деятели буржуазно-националистического толка, такие, как Мухаммед Джинна. В 1913 г. Мусульманская Лига принимает устав, аналогичный уставу Конгресса. В нем также содержится требование предоставления Индии самоуправления в рамках Британской империи. В 20-30-е гг. Мусульманская Лига активно сотрудничает с Конгрессом и Ганди.
Последствием национальных выступлений 1905-1908 гг. стала серия «успокоительных» мер, предпринятых колониальной администрацией. Эти меры должны были предотвратить массовые антиколониальные выступления индийцев.
Что же это за меры?
В 1909 г. английский парламент принял закон, по которому увеличилось число индийцев – членов совещательных советов. Совещательные советы имели право не только обсуждать вносимые английской администрацией законопроекты, но и могли обращаться с собственными предложениями к колониальным властям. Реформы вице-короля Минто и министра по делам Индии Морли были необходимы как уступки индийской националистической оппозиции.
В 1910 г. вице-королем Индии стал Хардинг, он умело сочетал политику «кнута и пряника». В следующем году в Индию впервые прибыл английский король Георг V. Он сам, а не через посредников короновался короной императора Индии. Английский монарх объявил об отмене раздела Бенгалии и о перенесении столицы Индии из беспокойной Калькутты в Дели. Этими актами колониальные власти рассчитывали сыграть на национальных чувствам индийцев, особенно мусульман. Они представляли себя продолжателями былых владык Дели – Великих Моголов.
Национально-освободительное движение оставило глубокий след в сознании индийского народа. Это был первый серьезный удар по зданию британского колониального господства. Здание устояло, но удары будут следовать и далее, разрушая колониализм в самом сердце Британской колониальной империи.