Политика «самоусиления»: цели и результаты

Китай во второй половине XIX века. Усиление колониальной экспансии, попытки реформ

Л Е К Ц И Я V

Литература

1. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии [Текст] / Н.Я. Бичурин. М.: Вост. Дом, 2002. – 423 с.

2. У Цзин Цзы. Неофициальная история конфуцианцев [Текст] / У Цзин Цзы. [Пер. с кит. Д. Воскресенского]. М.: Эксмо, 2008. – 745 с.

3. Цао Сюзцинь. Сон в красном тереме [Текст] / Цао Сюзцинь [Пер. с кит.]. Биб-ка кит. лит-ры в 3 т. – М.: Ладомир, 1995. – Т. 1. – 621 с.; Т. 2. – 637 с. Т. 3 – 604 с.

4. Белелюбский Ф.Б. Сборник научный статей [Текст] / Ф.Б. Белелюбский, РАН ИДВ. – М.: ИДВ РАН, 2007. – 139 с.

5. Делюсин Л.П. Земельная система Небесной династии и ее оценки [Текст] / Л.П. Делюсин // Китайские социальные утопии. Сб. ст. М.: Наука, 1987. – С. 177-200.

6. Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов [Текст] / В.П. Илюшечкин. М.: Наука, 1967. – 394 с.

7. Илюшечкин В.П. Теория стадийного развития общества: История и проблемы [Текст] / В.П. Илюшечкин. – М.: Вост. лит., 1996. – 406 с.

8. История Китая: учебное пособие [Текст] / В.В. Адамчик; В.М. Адамчик; А.Н. Богдан и др. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2005, - 736 с.

9. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства [Текст] / А.И. Кобзев. М.: Вост. лит., 2002. – 605 с.

10. Лян Шумин. В чем специфика китайской культуры [Текст] / Лян Шумин // Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 4. – С. 131- 141.

11. Маркс К. Революция в Китае и Европе [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2 изд. Т.12. – М.: Госуд. изд. полит. лит., 1957. – 879 с.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Первый международный обзор [Текст] / Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2 изд. – М.: Гос. изд. полит. лит., 1957. – Т. 7. – 224-237 с.

13. Непомнин О.Е. История Китая: эпоха Цин. XVII – начало XX в. [Текст] / О.Е. Непомнин. – М.: Вост. лит., 2005. – 711 с.

14. Новая история Китая [Текст] / Отв. ред. С. Л. Тихвинский. - М.: Наука, 1972. – 627 с.

15. Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь Юй». [Текст] / Исслед., пер. с кит., коммент. Л.С. Переломова. М.: Вост. лит., 2000. – 588 с.

16. Сенюткин С.Б. Новая история Китая и Японии [Текст] / С.Б. Сенюткин. Нижний Новгород: Изд. Нижегородского уни-та. 1996. – 166 с.

17. Сидихменов В.Я. Маньчжурские правители Китая [Текст] / В.Я. Сидихменов. М.: Наука, 1985. – 299 с.

18. Скачков К.А. Пекин в дни тайпинского восстания. Из записок очевидца [Текст] / К.А. Скачков. М.: Изд. вост. лит-ра, 1958. – 360 с.

19. Тайпинское восстание 1850-1864 гг.: сб. док. [Текст] / Предисл. В.П. Илюшечкина. – М.: Изд. вост. лит-ра, 1960. – 326 с.

 

 

Политика «самоусиления»: цели и результаты. Внешняя политика Китая, раздел страны на сферы влияния (1897-1898). «Сто дней» реформ

Как уже отмечалось, в середине века Китай перенес две «опиумные» войны в 1840-1842 гг., в 1856-1860 гг. В результате крестьянской войны (1850-1864) 9 из 18 провинций были полностью разорены, заключены новые кабальные договоры с иностранными державами. На фоне слабеющей Поднебесной империи укрепляются позиции западных стран. Против этих тенденций в правящих кругах страны возникает естественная реакция – реакция самосохранения. Она проявилась в т.н. политике «самоусиления». В чем суть этой политика?

Вторая половина XIX в. время правления слабых монархов. После смерти Сяньфэна (1861) страной правит его малолетний сын Тунчжи (1862-1875). «Тунчжи» это девиз его правления, означающий «Совместное правление». Он выбран не случайно, ибо регентами при малолетнем императоре Тунчжи стали его мать императрица Цыси и его дядя принц Гун. В 1875 г. императором стал племянник Цыси Гуансюй (Блестящее наследие). Большим влиянием при двух последних императорах и всесильной Цыси пользовался усмиритель тайпинского восстания Ли Хунчжан. Именно он стал инициатором проведения политики «самоусиления». Сторонники новой политики считали, что, используя иностранный опыт, можно модернизировать Китай. Теоретически это было обосновано в классическом тезисе «самоусиления»: «Китайская наука – основа, западная – нечто прикладное». Модернизация, по мнению инициаторов новой политики, должна коснуться в первую очередь военного дела и, частично, промышленности. Однако модернизация не предполагала изменения политического строя. Следует заметить, что речь идет не о продуманной и официально принятой на высшем уровне новой экономической политике. Отнюдь нет! Властьимущие во главе с Цыси не были озабочены проблемами «самоусиления», другое дело влиятельные чиновники империи, держащие в своих руках регионы страны. Региональные чиновники, не будучи в оппозиции к центру, начинают строить арсеналы, верфи, механические мастерские, перевооружают свои армии. Интересно, что они используют для модернизации как свои, так и государственные средства. По мнению Л.С. Васильева, это был китайский вариант государственного капитализма[76]. Политика «самоусиления» предполагала расширение контактов с Западом. Как можно проводить модернизацию без учета опыта передовых держав? Поэтому участники новой политики были вынуждены создавать учебные заведения по западному образцу, переводить на китайский язык техническую литературу, и, самое главное, инициировать торгово-экономические контакты с западными странами. Процесс колонизации ускорился. Можно выделить несколько способов (средств) закабаления страны.

Первым средством стали низкие импортные пошлины. Впервые введенные в 1843 г., они снижаются в 1858, в 1873-1893 гг. К концу XIX в. экспортные пошлины на китайские товары превышали импортные почти в два раза, что создавало широкий доступ иностранным товарам в Китай.

Второе средство закабаления это лишение Китая таможенной независимости. В 1864 г. иностранный таможенный контроль был введен в 14 китайских портах. В 1894 г. список открытых городов пополнился еще 11 крупными центрами ремесла и торговли. Это создавало возможности западным странам и в первую очередь Англии создавать торговые фирмы в открытых зонах? В 1884 г. на территории страны действовали 451 иностранная фирма (229 из них принадлежали английскому капиталу). В 1897 г. число фирм достигло 595 (374 из них английских). Таким образом, во внешней торговле Китая главную роль играла Англия.

Третьим средством закабаления страны стали иностранные банки. К 1890 г. на территории Китая функционировало 30 английских банков и более 20 банков других стран. Иностранные банки предоставляли займы на экстренные нужды цинского правительства, на железнодорожное строительство и т.д. С середины XIX в. растет государственный долг Китая. К концу века он составил 55 млн золотых лянов.

Четвертым средством экономической экспансии стала т.н. «битва за концессии». Она развернулась в конце 90-х годов между Англией, Францией, Японией и Россией. Каждое государство стремилось получить концессию на строительство железной дороги. Построив железную дорогу в определенном районе, иностранные инвесторы начинали «осваивать» данную территорию. В 1896-1898 гг. Китай «отдал» в руки иностранных фирм право на строительство 19 железнодорожных линий общей протяженностью 10 тыс. км. В этом же направлении развивалось и речное судоходство. В расширении сферы влияние иностранного капитала важную роль сыграл Симоносекский договор (1895), по которому иностранные предприниматели получили практически неограниченные права на строительство промышленных и транспортных предприятий. Они создавались в китайских городах, которые сразу же делились на две части. В одной части проживали китайцы, в другой – иностранцы. Известна надпись в шанхайском сеттльменте: «Китайцам и собакам вход воспрещен».

Таким образом, в конце века усилилась экспансия иностранного капитала. Внешняя торговля, таможенная служба, денежный рынок, валюта, банки, железные дороги, часть фабрично-заводской промышленности – все эти сферы находились в ведении западных держав. Де-факто Китай превращается в полуколонию.

Что же происходит с сельским хозяйством и промышленностью? В сельском хозяйстве ускорился распад традиционного казенного землевладения. В 1853 г. был снят запрет на продажу знаменных земель (государственные земли гуаньди). В 1902 г. цинское правительство законодательно закрепило превращение земель военных поселений в частные. Общинные земли (миньди) и так считались частными, поэтому казалось, что в Поднебесной победил принцип частной собственности на землю. Однако фактически все осталось по-старому.

Из-за слабости развития товарно-денежных отношений и узости рынка не было сделок по купле-продаже земли. То есть, землю на правах собственности завещали, дарили, но не продавали. Покупательная способность населения оставалась крайне низкой.

Хотя в Китае не было помещиков и зависимых крестьян в европейском значении, однако земледельцы и даже землевладельцы испытывали внеэкономическое принуждение со стороны общины. Китайская община с ее ответственностью за всех и каждого, скрупулезной бдительностью была настоящим надсмотрщиком над рядовыми общинниками. Она довлела над крестьянином и тормозила прогрессивные процессы в экономике. Это привело к тому, что в деревне основной формой землепользования оставалась аренда-издольщина. Рост налогов ухудшал материальное положение крестьянства, привел к его пауперизации. Земледельцы покидают свои дома, уходят на заработки в города. Процесс пауперизации усилился и в связи с кризисом сельской домашней промышленности. Традиционно в густонаселенном Китае крестьяне занимались переработкой хлопка и изготовлением хлопчатобумажных тканей. Теперь же дешевые английские ткани заполнили местный рынок. Сельские ткачи не могли конкурировать с английскими предпринимателями.

Какова же судьба сельских ткачей?

Большая часть сельских ремесленников разорилась и вынуждена была покидать свои дома. Незначительная часть – стала покупать пряжу у англичан и смогла создать свои собственные мануфактуры, а затем и фабрики. Эти предприятия работали на привозном сырье. Следует заметить, что нередко такие мануфактуры были нерентабельными из-за препон, которые им создавали западные «партнеры». Процесс превращение мануфактурных предприятий в фабрики оказался растянутым во времени.

Для китайской национальной промышленности характерны крайне медленные темпы индустриализации; длительное сосуществование мануфактур и фабрик; одновременная индустриализация в легкой и тяжелой промышленности. Это приводило к распылению денежных средств и так крайне ограниченных. Национальная промышленная база не была рождена усилиями буржуазии. Не было в Китае и продуманной государственной протекционистской политики, направленной на развитие частного бизнеса. Таким образом, в стране раньше появились иностранные предприятия, значительно позже – национальные китайские. К концу XIX в. (1897) в Поднебесной работало около 600 иностранных предприятий, из них 2/3 – английских.

Первые китайские фабрики и заводы были трех типов: казенные, смешанные и частные.

Казенные предприятия – это в первую очередь военные заводы, арсеналы, мастерские. Их создавали на казенные средства наместники провинций в ходе «самоусиления». Казенные предприятия считались собственностью государства, но фактически заводы и фабрики находились в руках сановников. Техническое руководство такими предприятиями осуществляли иностранные инженеры. В дальнейшем казенные предприятия появились в горнодобывающей промышленности, металлургии, ткацкой промышленности.

Специфической чертой китайского капитала было стремление к наименьшему риску. С этой целью создаются смешанные предприятия, то есть казенно-частные. В конце XIX в. в горнодобывающей промышленности функционировало 33 предприятия, 21 из них смешанного типа. Смешанной была Учанская прядильно-ткацкая фабрика, некоторые пароходные компании и т.д. Казенные и смешанные предприятия пользовались некоторой поддержкой правительства, они ведь и принадлежали государственным чиновникам. До начала XX в. смешанные предприятия сохраняли ведущее положение в национальной экономике.

В 70-е годы XX в. национальный капитал делает свои первые шаги, создаютсячастныепаевые и акционерные общества. Участие в них пайщиков было менее рискованным. Большинство частных предприятий специализировалось на переработке сельскохозяйственного сырья. Частные предприятия преобладали в хлопкоочистительной, хлопкоткацкой, хлопкопрядильной, мукомольной, маслобойной отрасли, а также в полиграфии, судоремонтном деле и др. К 1894 г. в стране насчитывалось около 75 частных фабрик, но в начале XX в. их число сократилось. Многие китайские фабрики не выдержали конкуренции с предприятиями, принадлежащими западным инвесторам.

Китайская индустриализация изменила традиционное социальное «лицо» империи. Появились новые социальные группы, предприниматели и наемные рабочие. Процесс формирования этих групп имел некоторые особенности.

Национальный пролетариат формируется раньше национальной буржуазии, ибо он складывается первоначально на иностранных предприятиях. Китайские рабочие, работающие на английских фабриках, легко втягивались в антиколониальную борьбу. Поэтому лозунги «пролетарского интернационализма» могли восприниматься китайцами как нонсенс.

Национальная буржуазия и буржуазное самосознание на рубеже веков находились в зачаточном состоянии, так как с новыми формами промышленности были связаны, в первую очередь, крупные «помещики» и шэньши. Они опирались на правительство, брали деньги из казны. Тесные связи с властью помогли китайским предпринимателям накопить первоначальный капитал и участвовать в индустриализации. Эти люди, если и были заинтересованы в некоторых экономических реформах, то вряд ли хотели существенного изменения политического строя[77]. В стране не было ни одной политической партии, которая имела бы буржуазную или иную программу.

Таким образом, политика «самоусиления» не дала ожидаемых результатов.

В первую очередь создавались военные предприятия, в других отраслях экономики укреплял позиции иностранный капитал.

Прибыли от национальных предприятий поступали чиновникам провинций и в имперскую казну. Они не шли в производство, не способствовали его расширению.

Военное укрепление провинций усиливало регионализацию страны и рост коррупции.

Следует подчеркнуть, что сторонники политики «самоусиления» не были свободны от невежества и обскурантизма. Один из них писал о том, что Китаю не нужны ни телеграфы, ни железные дороги, потому что первые будут портить народ, а вторые – приведут к росту безработицы. Например, рикши останутся не у дел и умрут с голоду. Неравноправные договоры укрепили позиции Запада в Китае.

II. Внешняя политика Китая, раздел страны на сферы влияния

(1897-1898)

Недостаточная эффективность новой политики проявилась во внешнеполитических неудачах 70-90-х годов. Илийский кризис был связан с намерением России присоединить к своим владениям в Средней Азии часть Илийского края. Далее последовал Корейский кризис, серия неравноправных договоров Сеула с Токио (о нем речь шла выше). На юге обострились отношения Китая с Францией (Вьетнамский кризис). Целью Франции было Аннамское королевство, то есть Вьетнам. Вьетнамский кризис перерос во франко-китайскую войну (1884-1885). Военные действия шли на море – в Тайваньском проливе и на суше – в северной части Индокитая. Китай позорно проиграл войну. По франко-китайскому мирному договору (1885) цинское правительство признавало протекторат Франции над Вьетнамом и предоставило Франции ряд привилегий в провинции Юньнань. Франко-китайская война показала отсталость Китая (о каком сопротивлении могла идти речь, если в ходе войны цинские чиновники и генералы не могли найти карту Вьетнама, чтобы составить план военных операций).

Воспользовавшись поражением Китая, Англия в 1886 г. захватила Бирму, Япония усилила свое влияние в Корее. В 1894 г., заручившись поддержкой Англии и США, Япония начала войну с Китаем. Отсталый Китай со слабой армией не мог противостоять Японии. Министр иностранных дел Ли Хунчжан считал, что победить Японию можно, используя лозунги и девизы. Например: «С помощью яда бороться с ядами» или «воюя с варварами, используй других варваров». Это не помогло Китаю ни найти союзников, ни выстоять. Офицеры вместо боевой подготовки искали у торговцев тигровое мясо, так как считалось, что, съев его, воин становится сильным как тигр. Во время отступлений вершиной офицерского долга считалось самоубийство посредством проглоченной золотой пластинки. Одним из итогов войны с Японией было крушение долгосрочной 35-летней политики «самоусиления». Инициаторы «самоусиления» Ли Хунчжан и резидент Китая в Корее генерал Юань Шикай лишились своих постов. Правда, Ли Хунчжан вскоре был «прощен». На него была возложена нелегкая миссия вести мирные переговоры с Японией. Министр иностранных дел был настолько стар, что на всякий случай возил с собой в Японию собственный гроб. Правда, в следующем году он присутствовал на коронации Николая II и демонстративно отказался вставать при исполнении российского государственного гимна. Ли Хунчжан заявил, что уважать чужие законы ему не позволяют 10.000 заповедей китайского дворцового этикета. Однако этикет не помешал китайскому политику взять понравившийся драгоценный камень с экспозиции Нижегородской ярмарки[78].

По Симоносекскому договору (1895), Китай признал «независимость» Кореи, то есть ее фактическую зависимость от Японии, и обязан был выплачивать контрибуцию в размере 200 млн лянов. Кроме того, Южная Маньчжурия, Тайвань и Пескадорские острова переходили к Японии.

Выше уже отмечалось, что усиление Японии не устраивало Германию, Францию и Россию. Они решили «защитить» Китай. Англия и США поддержали Японию в ходе войны и не примкнули к выступлению трех держав против Симоносекского договора. В апреле 1895 г. Германия, Россия и Франция дали Японии «дружеский совет» отказаться от территории Южной Маньчжурии. Япония вынуждена была уступить, правда, на условиях увеличения контрибуции на 30 млн лянов[79]. Симоносекский договор еще раз показал сладость Срединной империи. Он стал позором для Китая. Внешнеполитические неудачи страны были вполне закономерны, ибо общегосударственный кризис первой половины XIX в. не был преодолен. Вмешательство западных стран в китайскую экономику становилось нормой.

В 1898 г. иностранные державы заключили с Китаем ряд договоров о предоставлении им в аренду городов и создании свободных экономических зон.

Германия (март 1898) заставила Китай признать захват ею порта Циндао (аренда на 99 лет)[80]. Кроме того, Германия получила право строить железные дороги, горные фабрики в провинции Шаньдун.

Россия (март 1898) вынудила цинское правительство «уступить» ей в аренду на 25 лет Порт-Артур, часть Ляодунского полуострова. Сферой влияния Российской империи стали Маньчжурия и Монголия, то есть территории, лежащие выше Великой Китайской стены. Россия получила разрешение на строительство железной дороги, соединяющей Порт-Артур с КВЖД.

Франция (апрель 1898) получила в аренду на 99 лет бухту Гуанчжоувань. Сферой интересов Франции становились юго-восточные районы Китая.

Англия (май 1898) получила в аренду на 25 лет город Вэйхайвэй и на 99 лет город Сянган (Гонконг). Сферой интересов Англии объявлялись Тибет и бассейн реки Янцзы.

Япония еще в 1895 г. юридически закрепила за собой остров Тайвань, в 1898 г. она получила право строить предприятия в провинции Фуцзянь.

В этом списке нет США. В конце века американцы воевали с Испанией за Филиппины, Гуам и Гавайские острова. То есть Соединенным Штатам было не до Китая, поэтому американское правительство выступило с т.н. доктриной «открытых дверей и равных возможностей». Сунь Ятсен отмечал, что суть американской доктрины «открытых дверей» состоит в притязаниях США не на часть Китая, а на весь Китай.

Таким образом, западные державы добились экономического расчленения Китая, лишив страну экономической независимости. Опасность полного порабощения Срединной империи привела к росту национального самосознания определенной части китайского общества, в первую очередь, китайской интеллигенции и немногочисленной буржуазии. Значит ли это, что в стране не было никакой оппозиции? Конечно, нет! Оппозиция была. Она выступала за проведение реформ. Оппозиционные настроения в различных слоях китайского общества особенно усиливаются в связи с разделом страны на сферы влияния.

III. «Сто дней реформ»

Приверженцев реформ было в Китае немало, но они вкладывали в свои проекты столь противоречивые идеи, что определить, кто из них действительно видел будущее Китае в прогрессивных преобразованиях непросто. Попробуем систематизировать различные политические группировки в Поднебесной. Первый критерий – это отношение к государственной власти, т.е. к правящей маньчжурской династии.

В конце XIX в. на политической арене Империи обозначились две группировки: «державная» и оппозиционная.

1. «Державная» это люди, обладающие непосредственно политической властью. Среди них были:

а) консерваторы в лице маньчжурской аристократии, которые вообще ничего не хотели менять, и не ощущали остроты сложившейся ситуации;

б) «умеренные» сторонники перемен – группа, выступавшая за проведение политики «самоусиления». Социальной базой «умеренных» были высшие военные чины, компрадоры, «прогрессивные» чиновники и т.д. Одним из них был Ли Хунчжан. Старый политик и его сторонники считали, что страну нужно реформировать. Договоры 1898 г. дадут Китаю главное дружеские отношения с Западом. Используя иностранный опыт, Китай сможет возродиться. Под возрождением понималось в первую очередь экономическое возрождение, а точнее – военное. Что же касается политической структуры, то она должна остаться прежней. Такое «возрождение» при сохранении политического деспотизма мыслилось сторонниками политики «самоусиления» как вполне реальное и безопасное. (О нем речь шла выше).

2. Оппозиционеры – это представители китайской интеллигенции, понимающие весь трагизм ситуации в стране. Среди них были:

а) реформаторы во главе с Кан Ювэей. Эта группировка сложилась в 80-90-е гг.;

б) революционеры во главе с доктором Сунь Ятсеном. Революционная оппозиция сформировалась в начале XX столетия. (О ней речь пойдет в следующей лекции).

Приверженцы Кан Ювэя считали, что договоры 1898 г. являются «оковами для Китая». Они, хотя и робко, говорили о необходимости не только экономических, но и политических преобразований. Большинство реформаторов не шло дальше требований установления конституционной монархии. Но и этот жест в условиях Китая был неслыханно смелым. Ряд историков выделяют внутри «конституционной» оппозиции республиканское крыло. Республиканские убеждения были присущи одному из соратников Кан Ювэя, философу, автору книги «Учение о гуманизме» Тань Сытуну. Однако число республиканцев было невелико.

Главным же идеологом «конституционной» оппозиции был Кан Ювей. Он родился в 1858 г. на юге Китая, получил классическое конфуцианское образование. Великий мудрец Конфуций был для Кан Ювэя не только философом-мыслителем, но и реформатором. Из обширной этико-политической концепции Конфуция Кан взял в первую очередь идею нравственной природы человека[81]. Конфуций считал, что каждый человек может воспитать в себе пять добродетелей: жэнь – человеколюбие; и– долг; ли – нормы поведения; чжи, вэнь – знания; синь, сяо – верность и сыновья почтительность. У Конфуция почтительность сына к отцу «сяо» переносится из семьи на государство. Китайцы одна большая семья, где правитель считается отцом и матерью нации. Отсюда пошла китайская поговорка: «государь – отец и мать народа». Согласно учению Конфуция пятью добродетелями может обладать только благородный человек, ему же противостоит ничтожный простолюдин. Как известно, у Конфуция между благородным человеком и ничтожным нет неприступной стены. Каждый человек может путем самовоспитания стать благородным мужем. Для этого и создавалась система шэньши.

Кан Ювэй старался приспособить философию древнего мыслителя к собственным планам реформ. В книге «Великое единение» (Датун) он писал: «Поднебесная будет принадлежать всем, не будет классов, все будут равны, но это можно будет сделать после уничтожения частной собственности, когда промышленность, сельское хозяйство и торговля будут в руках общества». Кан создал теорию «Великого Единения» («Датун») – утопического коммунизма с ликвидацией частной собственности и организацией общественного производства. Следует заметить, что идеи равенства в последующих работах автора не развиваются. В 1885 г. Кан Ювэй написал книгу «Рассуждения о японском патриотизме». В ней он делит нации на патриотичные и непатриотичные. К патриотичным нациям Кан относит в первую очередь японцев, ибо они, несмотря на неравноправные договоры 50-х годов XIX в., смогли отстоять государственную независимость. Непатриотичными он считает поляков и жителей Турции. Польша несколько раз была разделена, Османская империя стоит на грани раздела между странами Запада, считал реформатор. Однако есть государства, которым нужен толчок сверху. Это Россия времен реформ Петра Великого и Китай конца XIX столетия. То есть Китаю нужны реформы, которые будет проводить просвещенный монарх.

Постепенно вокруг Кан Ювэя объединяются представители прогрессивной интеллигенции и «новые» помещики. Они выступают за развитие китайского капитализма, за конституционную монархию. Успех преобразований, считают реформаторы, зависит от участия в них императора, то есть это должны быть реформы «сверху». По мнению В.Я. Сидихменова, среди сторонников доктора Кана практически не было людей, которых интересовали нужды народа. Кан Ювэй и его ближайший соратник Лян Цичао были приверженцами расистской теории, так как выступали за объединение народов желтой расы для сопротивления агрессии со стороны белой расы. Поэтому, полагает отечественный исследователь, они и считали Японию образцом для подражания[82]. Точка зрения известного синолога кажется нам недостаточно обоснованной.

В 1888 г. Кан Ювэй направил императору Гуансюю доклад, в котором предупреждал о внешней опасности, осуждал продажность чиновников и призывал начать реформы. Императрица Цыси посчитала доклад крамольным, и до императора он не дошел. Между тем вокруг Кан Ювэя образовался кружок передовых людей, его единомышленников. Объективно они стремились к постепенной мирной модернизации Китая, но с опорой на старый строй при оздоровлении династии Цин за счет принятия ею улучшенных форм правления[83]. Поражение Китая в войне с Японией (1895), договоры о разделе Китая на «сферы влияния» (1898) активизировали деятельность всех китайских патриотов. Уже в 1895 г. Кан Ювэй и его сторонники создали своеобразный клуб сторонников реформ под названием «Ассоциация усиления государства».

В 1897-1898 гг. он посылает новые доклады императору. В одном из них Кан писал: «С тех пор как мы уступили Тайвань, каждый знает, что наше правительство не заслуживает никакого доверия». Главная мысль реформатора – стране необходимы не только экономические, но и политические преобразования. Только так можно избежать полного порабощения, сохранить независимость. В апреле 1898 г. он создает новую политическую организацию «Союз охраны государства». Император Гуансюй все больше прислушивается к предложениям реформаторов. Вскоре он вызывает Кана на аудиенцию, 11 июня 1898 г. был опубликован первый указ о реформах. Так начались преобразования, названные в историографии «Сто дней реформ». Своим первым указом император сместил Ли Хунчжана и других сановников со всех постов. На освободившиеся должности назначали реформаторов.

За 100 дней были изданы указы, которые должны были улучшить состояние дел в разных сферах государства.

В области экономики – это постановления о поощрении национальной промышленности, железнодорожного строительства, ремесла. Указы о создании учебных заведений по подготовке технических специалистов.

В области политики принимаются законы, ограничивающие власть маньчжурской аристократии. На государственные посты назначают «талантливых людей». 12 сентября 1898 г. состоялось совещание конституционной палаты, где обсуждался проект конституции.

В области культуры и быта были приняты постановления о запрете «вредных» обычаев, таких, как обычай бинтовать ноги девочкам. Началась борьба с опиумокурением, проводится реформа школьного дела. Правительство планировало открыть Пекинский университет и медицинский институт, принять декрет о печати.

Конечно, за 100 дней невозможно реформировать государство, преобразовать традиционную структуру. Поэтому из всех начинаний выполнено было совсем немного. Маньчжурская бюрократия саботировала реформы и готовилась к перевороту. 21 сентября 1898 г. Гуансюй был арестован. В указе говорилось, что император «добровольно ушел от дел» и просит Цыси взять бразды правления в свои руки. Кан Ювэю и некоторым его соратникам удалось бежать в Японию. Шесть человек было казнено. Император десять лет провел в заточении в ветхом дворце, который находился на одном из островов озера внутри императорского дворца Гугун Запретного города. Власть перешла к императрице Цыси.

В чем же причины поражения реформаторов?

Во-первых, Гуансюй искал опору в армии. С этой целью он привлек на свою сторону командира одного из вновь созданных воинских подразделений, Юань Шикая. Однако генерал Юань не верил в успех реформ. Он раскрыл планы императора по полному отстранению Цыси от власти своему непосредственному начальнику, фавориту императрицы генералу Жун Лу. Жун Лу помог Цыси совершить государственный переворот. Впрочем, такое поведение было в духе конфуцианских доктрин «ли» нормы поведения, и «и» долг.

Во-вторых, важной причиной неудачи реформ является их верхушечность, отсутствие социальной базы у реформаторов. Это понимали и сами руководители движения. Именно поэтому они и хотели привлечь на свою сторону модернизированные части китайской армии. Надежды реформаторов не оправдались, так как в стране было значительно больше сторонников сохранения традиций, чем людей с новаторскими взглядами.

Некоторые отечественные историки считают, что программа реформаторов была своеобразным «прусским путем развития капитализма», путем, не требующим коренной ломки существующего порядка. В случае успеха реформ в Китае возможен был экономический прогресс и становление капиталистических отношений. Можно согласиться с С.Б. Сенюткиным в том, что «сто дней реформ» это программа изменений, которая не превышала, не игнорировала тогдашний уровень политических, социальных и экономических возможностей китайского общества[84]. Из крупных начинаний Кан Ювэя императрица сохранила лишь программу военной реформы. Кроме того, в декабре 1898 г. Цыси демонстративно открыла задуманный реформаторами Пекинский университет.

Неудачи реформаторов привели к развитию радикализма как справа (восстание ихэтуаней 1898-1901 гг.), так и слева (деятельность Сунь Ятсена и революция 1911-1913 гг.). Наступило время длительной смуты в Китае.

 

Литература(см. лекцию 4)

 

1. Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков: Лян Цицао и теория обновления народа [Текст] / Л.Н. Борох. М.: Вост. лит., 2001. – 285 с.

2. Грубе В. Духовная культура Китая [Текст] / История Китая. Духовная культура Китая. – М.: Евролинц., 2003. – 203 с.

3. Непомнин О.Е., Меньшиков В.Б. Синтез в переходном обществе: Китай на грани эпох [Текст] / О.Е. Непомнин. – М.: Вост. лит., 1999. – 334 с.

4. Тихвинский С.Л. Избранные произведения: в 5 кн. [Текст] / С.Л. Тихвинский. М.: Наука, 2006. Кн. 1: История Китая до XX в. Движение за реформы в конце XIX века и Кан Ювэй. – 682 с.; Кн. 2: История Китая первой четверти XX в. Доктор Сунь Ятсен. Свержение маньчжурской монархии и борьба за республику. – 390 с.

5. Семанов В.И. Из жизни императрицы Цыси. 1835-1908. [Текст] / В.И. Семанов. АН СССР, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1976. – 168 с.