Общество как система; общество и природа; взаимосвязь сфер общества

1. В самом широком смысле общество - это

1) группа людей, объединившихся для совместной деятельности

2) этап в историческом развитии человечества

3) способы взаимодействия и формы объединения людей

4) часть природы

2. К характеристике общества в широком смысле слова относится утверждение, что оно есть


1) объединение людей одной профессии

2) весь материальный мир

3) все человечество в целом

4) группа людей, объединившихся для взаимопомощи


3. Динамизм общества как системы отражается в


1) наличии связи с природной средой

2) совокупности институтов и подсистем

3) способности к прогрессу

4) наличии общественных отношений


4. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

1) отношения людей в процессе материального производства

2) подсечно-огневое земледелие восточных славян

3) проповедническая деятельность религиозных организаций

4) этнографические исследования

5. К характеристике какой сферы общества относятся понятия «стратификация», «маргиналы», «сословия»?


1) экономической

2) политической

3) социальной

4) духовной


6. К какой сфере общественной жизни относится научное исследование проблемы преступности?


1) экономической

2) политической

3) социальной

4) духовной


7. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни по инициативе власти, не уничтожающее основ общественного строя, – это


1) реформа

2) контрреволюция

3) стагнация

4) революция


8. Быстрый скачкообразный переход от одного состояния общества к другому называется


1) прогрессом

2) революцией

3) стагнацией

4) эволюцией


9. Революция как форма социальных изменений

1) направлена на преобразование отдельных сторон жизни общества

2) как правило, осуществляется по инициативе власти

3) всегда связана с изменением государственно-территориального устройства

4) предполагает резкие качественные изменения

10. Революция, в отличие от реформы,

1) носит целенаправленный характер

2) является формой социальной динамики

3) проводится, как правило, по инициативе сверху

4) влечет изменения всех сфер общественной жизни

 

11. С помощью такого критерия общественного развития, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер

1) отмены крепостного права в России в 1861 г.

2) распространения информационных технологий в современном обществе

3) ликвидации сословных привилегий

4) договора о нераспространении ядерного оружия

12. С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер

1) расшифровки генома человека

2) успехов в освоении космического пространства

3) отмирания обычая кровной мести

4) теории правового государства

13. Какой факт свидетельствует о противоречивости прогресса?

1) жизнь в крупных городах увеличила нагрузки на человеческий организм

2) внедрение компьютеров расширило возможности творческого труда

3) разрушение сословных ограничений усилило социальную мобильность

4) формирование мировых религий обогатило нравственные нормы новыми заповедями

 

А2

Многообразие общественного развития, общественный прогресс

14. Обществом в широком смысле называют

1) исторический этап в развитии человечества

2) группу людей, объединившихся для взаимопомощи и поддержки

3) все формы объединения людей в процессе производственной деятель­ности

4) все способы взаимодействия людей и формы их объединения

15. В самом широком смысле общество – это

1) группа людей, объединившихся для совместной деятельности

2) этап в историческом развитии человечества

3) все способы взаимодействия и формы объединения людей

4) материальный мир в целом

16. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как


1) развивающуюся систему

2) материальный мир в целом

3) духовный мир в целом

4) окружающий мир


 

17. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1) духовный мир в целом

2) материальный мир в целом

3) развивающуюся систему

4) независимую от природы часть материального мира

 

18. Какая черта характеризует общество как динамичную систему?


1) наличие общественных отношений

2) сохранение связи с природой

3) наличие социальных институтов

4) самоорганизация и саморазвитие


 

 

 
 


 


 

В2.

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют социальную динамику.

Прогресс, структура, эволюция, спад, реформа, революция, подъем, кризис, регресс, тенденция.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другим характеристикам общества.

Ответ: ____________________

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «искусство».

Творчество, образность, доказательность, яркость, эмоциональность.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Ответ: ____________________

В3

 

.Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

1) организация предпраздничной торговли А) экономическая

2) проведение референдума о доверии президенту Б) политическая

3) принятие закона об общественных В) духовная организациях

4) написание приключенческого романа

5) производство товаров массового спроса

6) проведение научного исследования

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

           

 

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют социальную динамику.

Прогресс, структура, эволюция, спад, реформа, революция, подъем, кризис, регресс, тенденция.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другим характеристикам общества.

Ответ: ____________________

Установите соответствие между социальным фактом и сферой общественной жизни, в которой он проявляется: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А) телепремьера кинофильма 1) духовная
Б) покупка продуктов в магазине 2) социальная
В) проведение антивоенной манифестации граждан 3) экономическая
Г) переезд семьи в другой город 4) политическая
Д) совещание парламентской оппозиции  

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

 

А Б В Г Д
         

В3. Установите соответствие между сферой жизни общества и видом общественных отношений и взаимодействий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА ВИД ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
А) экономическая 1) отношения между избирателями депутатами
Б) политическая 2) межнациональные отношения
В) социальная 3) отношения собственности
Г) духовная 4) отношения людей в процессе создания и освоения знаний

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

 

А Б В Г
       

В4

Найдите в приведенном ниже списке характеристики общества динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) обособление от природы

2) наличие подверженных изменениям подсистем и элементов

3) обособленность элементов

4) самоорганизация и саморазвитие

5) появление новых элементов и связей

Ответ: __________________.

В5

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Свое сорокалетие отметила Федеральная заочная физико-техническая школа при Московском физико-техническом институте (МФТИ). (2)Сегодня каждый второй первокурсник МФТИ - выпускник заочной школы. (3)А в массовой средней школе обучение физике в полном упадке. (4)Учеба в заочной школе остается, пожалуй, самым доступным путем для желающих получить подготовку по техническим наукам.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

       

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В течение ряда лет огромными тиражами издаются пересказы и краткие содержания художественных произведений. (2)Это отрицательно сказывается на развитии учащихся. (3)Уровень знаний абитуриентов по русскому языку и литературе, по нашему мнению, удручающе низкий. (4)Контрольные работы показывают, что не все студенты-первокурсники обладают умениями, необходимыми для учебы в вузе.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

       

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В последние десятилетия крупные научные открытия были сделаны в изучении генома человека. (2)Ученым удалось выявить многие процессы и связи. (3)Однако дальнейшее вторжение в эту область крайне нежелательно. (4)Так, попытки клонировать человека безнравственны по своей сути.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

       
(1)Целый ряд наук изучает сложившиеся в обществе социальные институты, занимающиеся воспитанием. (2)К сожалению, современное общество лишено устойчивой системы ценностей. (3)Семья, как представляется, сегодня бессильна и не может транслировать ценности, обеспечивающие единство общества, формирующие социально активную личность. (4)Семья как институт первичной социализации переживает кризис.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

 

       

 

В6.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Ученые выделяют несколько групп глобальных проблем современного человечества. Первая группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение ___ (1) экономического развития, сохранение мира – это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка ___(2) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе.

Вторая группа включает проблемы непосредственного ____(3) природы и общества. Это, например, истощение _____(4) недр земли и Мирового океана.

Третья группа проблем отражает взаимодействие человека и общества. К ним относят, например, проблемы ____(5), здравоохранения, культурного наследия. В данном случае проблема природы и общества – это проблема биологических основ жизни, опосредованных ___ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) средство
Б) взаимодействие
В) социальные условия
Г) неравномерность
Д) общество
Е) народонаселение
Ж) гонка вооружений
З) общественный прогресс
И) природные ресурсы

 

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

           
             

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Понятие «______(1)» получило распространение с конца 1960-х гг. Так принято называть проблемы, носящие_______(2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит _______(3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется______(4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека.

Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение ______(5) экономического развития, сохранение мира - это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка ______(6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) выживание

Б) общественный

В) глобальные проблемы

Г) гонка вооружений

Д) неравномерность

Е) глобализация

Ж) общечеловеческий

З) динамичность

И) неразрывность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.