Финансовый леверидж и концепции его расчета

Понятие левериджа и его виды

 

Леверидж – это определенный фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей.

Выделяют 3 вида левериджа:

· финансовый;

· производственный (операционный);

· производственно-финансовый.

В результате использования различных источников финансирования складывается определенное соотношение между заемным и собственным капиталом.

Заемный капитал является платным, следовательно, возникают финансовые издержки, значит, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности.

Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистой рентабельности собственного капитала.

Производственный леверидж зависит от структуры издержек производства, в том числе, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости.

Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости объема выпуска продаж и прибыли. Он показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объема продаж.

Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа.

 

Существует 2 концепции:

1) Западно-европейская концепция.

 

Эффект финансового левериджа – это увеличение рентабельности собственного капитала, получаемого благодаря использованию заемного капитала.

 

Показатели Предприятие № 1 Предприятие № 2 Предприятие № 3
Активы, тыс. руб. 1 000 1 000 1 000
Пассивы, тыс. руб., в т. ч. − СК − ЗК 1 000 1 000 – 1 000 1 000
Прибыль до выплаты процентов и налогов
Экономическая рентабельность активов 40 % 40 % 40 %
Издержки по выплате процентов (25 %)
Чистая прибыль, тыс. руб. 400*(1-0,3)=280 (400-75)* (1-0,3)=227,5 (400-175)* (1-0,3)=157,5
Чистая рентабельность 280/1 000* 100 %=28 % 227,5/700* 100 %=32,5 % 157,5/300* 100 %=52,5 %

 

Чем больше доля заемного капитала, тем выше рентабельность собственного капитала.

Предприятия 2 и 3 используют заемный капитал с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такая стратегия привлечения заемного капитала называется стратегией спекуляции капитала.

Показатель прибыли до выплаты процентов и налогов (EBIT) характеризует создаваемый предприятием доход на привлеченный капитал (нетто результата эксплуатации инвестиций – НРЭИ).

 

 

 

Эффект финансового левериджа

 

 

2) Американская концепция.

 

Эффект выражает прирост чистой прибыли, получаемой за счет увеличения НРЭИ.

 

 

Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с пополнением ЗК.

Таким образом, первая концепция позволяет определить безопасную величину и условия кредита, а вторая – степень финансового риска, связанного с исполнением кредита.