Анализ и управление дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность — еще один важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товары другому, зато вовсе не означает, что товары будут оплачены немедленно.

Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности.

Специфический элемент дебиторской задолженности — векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие Ценные бумаги).

Основная задача анализа – оценка уровня и состава ДЗ, из чего состоит, реальность в получении, а так же эффективности инвестированных в нее финансовых средств.

Неоплаченные счета за поставленную продукцию (счета к получению), составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности – векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами. Одной из задач управления дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателя, расчет прогнозного значения резервов по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с неплатежеспособными покупателями (или потенциально неплатежеспособными покупателями). На величину дебиторской задолженности влияют:

1. объем реализации и доля реализации и на условиях последующей оплаты;

2. условия расчетов с покупателями и заказчиками;

3. политика взыскания дебиторской задолженности;

4. платежная дисциплина покупателей;

5. качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов.

 

Управление дебиторской задолженностью предприятия должно определиться по следующим вопросам:

1. срок предоставления кредита;

2. стандарты кредитоспособности;

3. система создания резервов по сомнительным долгам;

4. система сбора платежей (контроль над своевременностью платежей, система наказаний, критерии существенности убытков);

5. система предоставляемых скидок.

 

Рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью:

· Контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченной (просроченной) задолженности.

· Ориентироваться на большее число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

· Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности организации.

· Предоставлять скидки при досрочной оплате.

Важно так же следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженностей: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости фирмы и приводит к необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов, как правило, дорогостоящих; превышение кредиторки над дебиторкой может привести к неплатежеспособности предприятия.

 

В процессе формирования принципов кредитной политики, по отношению к покупателю продукции решается 2 основных вопроса:

1. форма реализации продукции в кредит – товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит;

Товарный кредит – форма реализации продукции на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов (предоставляется на срок от 1 до 6 мес.)

Потребительский кредит (в товарной форме) – форма розничной реализации товара покупателем (физическим лицом) с отсрочкой платежа.

Выбор формы реализации кредита определяется отраслевой принадлежностью фирмы и характером реализуемой продукции;

2. тип кредитной политики, который характеризует принципиальные подходы к ее осуществления с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности фирмы: консервативный, умеренный, агрессивный.

Консервативный (жесткий) тип – направлен на минимизации кредитного риска. Фирма не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизм реализации политики такого типа:

· Существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска;

· Минимизация сроков предоставления кредита и его размера;

· Ужесточение условий предоставления кредита и повышения его стоимости;

· Использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

 

Умеренный тип – характеризует умеренные условия ее осуществления в соответствии с коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

 

Агрессивный тип – ставит целью максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции в кредит, не считаясь с уровнем высокого риска, который сопровождает эти операции. Механизм реализации политики такого типа:

· Распространение кредита на более рискованные группы покупателей товаров;

· Увеличение периода предоставления кредита и его размера;

· Снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров;

· Предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

 

Факторы, влияющие на выбор типа кредитной политики:

1. коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

2. общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей и уровень их платежеспособности;

3. сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию фирмы;

4. потенциальная способность фирмы наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

5. правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

6. финансовые возможности фирмы в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

7. финансовый менталитет собственников и менеджеров фирмы, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Развитие инфраструктуры финансового рынка позволяет использовать в практике управления финансами ввести ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирования, т.е. в ускоренный период в другие формы активов: в денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования: факторинг, учет векселей, выданных покупателям продукции, форфейтинг.

Факторы, влияющие на выбор типа кредитной политики фирмы:

· современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

· общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

· сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию фирмы;

· потенциальная способность фирмы наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

· правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

· финансовые возможности фирмы в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

· финансовый менталитет собственников и менеджеров фирмы, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.