Анализ и управление дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность — еще один важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товары другому, зато вовсе не означает, что товары будут оплачены немедленно.
Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности.
Специфический элемент дебиторской задолженности — векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие Ценные бумаги).
Основная задача анализа – оценка уровня и состава ДЗ, из чего состоит, реальность в получении, а так же эффективности инвестированных в нее финансовых средств.
Неоплаченные счета за поставленную продукцию (счета к получению), составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности – векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами. Одной из задач управления дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателя, расчет прогнозного значения резервов по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с неплатежеспособными покупателями (или потенциально неплатежеспособными покупателями). На величину дебиторской задолженности влияют:
1. объем реализации и доля реализации и на условиях последующей оплаты;
2. условия расчетов с покупателями и заказчиками;
3. политика взыскания дебиторской задолженности;
4. платежная дисциплина покупателей;
5. качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов.
Управление дебиторской задолженностью предприятия должно определиться по следующим вопросам:
1. срок предоставления кредита;
2. стандарты кредитоспособности;
3. система создания резервов по сомнительным долгам;
4. система сбора платежей (контроль над своевременностью платежей, система наказаний, критерии существенности убытков);
5. система предоставляемых скидок.
Рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью:
· Контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченной (просроченной) задолженности.
· Ориентироваться на большее число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.
· Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности организации.
· Предоставлять скидки при досрочной оплате.
Важно так же следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженностей: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости фирмы и приводит к необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов, как правило, дорогостоящих; превышение кредиторки над дебиторкой может привести к неплатежеспособности предприятия.
В процессе формирования принципов кредитной политики, по отношению к покупателю продукции решается 2 основных вопроса:
1. форма реализации продукции в кредит – товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит;
Товарный кредит – форма реализации продукции на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов (предоставляется на срок от 1 до 6 мес.)
Потребительский кредит (в товарной форме) – форма розничной реализации товара покупателем (физическим лицом) с отсрочкой платежа.
Выбор формы реализации кредита определяется отраслевой принадлежностью фирмы и характером реализуемой продукции;
2. тип кредитной политики, который характеризует принципиальные подходы к ее осуществления с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности фирмы: консервативный, умеренный, агрессивный.
Консервативный (жесткий) тип – направлен на минимизации кредитного риска. Фирма не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизм реализации политики такого типа:
· Существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска;
· Минимизация сроков предоставления кредита и его размера;
· Ужесточение условий предоставления кредита и повышения его стоимости;
· Использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Умеренный тип – характеризует умеренные условия ее осуществления в соответствии с коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный тип – ставит целью максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции в кредит, не считаясь с уровнем высокого риска, который сопровождает эти операции. Механизм реализации политики такого типа:
· Распространение кредита на более рискованные группы покупателей товаров;
· Увеличение периода предоставления кредита и его размера;
· Снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров;
· Предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
Факторы, влияющие на выбор типа кредитной политики:
1. коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
2. общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей и уровень их платежеспособности;
3. сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию фирмы;
4. потенциальная способность фирмы наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
5. правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
6. финансовые возможности фирмы в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
7. финансовый менталитет собственников и менеджеров фирмы, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Развитие инфраструктуры финансового рынка позволяет использовать в практике управления финансами ввести ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирования, т.е. в ускоренный период в другие формы активов: в денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования: факторинг, учет векселей, выданных покупателям продукции, форфейтинг.
Факторы, влияющие на выбор типа кредитной политики фирмы:
· современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
· общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
· сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию фирмы;
· потенциальная способность фирмы наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
· правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
· финансовые возможности фирмы в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
· финансовый менталитет собственников и менеджеров фирмы, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.