Форма государственного устройства. Федеративное устройство России
По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные.
1. Унитарным государством называется единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства делится на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. В хозяйственной, социальной и культурной сферах самостоятельность возможна и может быть достаточно широка. Государственный аппарат представляет собой единую структуру на всей территории страны, а компетенция высших государственных органов не ограничена. На всей территории действует принцип единого гражданства и единой системы права. Положения конституции распространяются на всю территорию без ограничений. Все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти, обязательны для местных органов власти. Их собственные нормы носят подчиненный характер и распространяются лишь на соответствующую территорию. В унитарном государстве существует единая судебная система. Налоговая система построена по одноканальному принципу: все налоги поступают в центр, откуда распределяются по регионам. Среди современных государств унитарные: Франция, Швеция, Турция, Египет и др. Унитарное государство допускает образование автономий, т.е. ограниченно самоуправляющихся районов, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым в Украине, Корсика во Франции).
2. Другой формой государственного устройства является федерация, представляющая собой государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.
Субъекты федерации обладают частичным политическим суверенитетом. В федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. Парламент состоит из двух палат, одна из которых отражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации. Гражданин федерации является одновременно и гражданином субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции (устава). Устанавливается принцип иерархии законов, в соответствии с которым конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Субъекты федерации могут иметь собственные суды наряду с действующей федеральной судебной системой. Налоговая система федерации является двухканальной: наряду с федеральными налогами существуют налоги субъектов федерации. Федеративными государствами являются США, ФРГ, Россия, Индия и др.
Среди субъектов федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные. Первые имеет место в многонациональном государстве (как отчасти в РФ). Есть административно-территориальные федерации, где в основе деления лежат экономические, географические и иные факторы (ФРГ, США). Различают также договорные (создаются на основе договоров) и учредительные (как результат преобразования унитарного государства) федерации.
3. Выделяют еще одну форму государственного устройства – конфедерацию– постоянный союз суверенных государств. Конфедерация состоит из территорий входящих в нее государств. Субъекты конфедерации обладают правом свободного выхода из союза. Центральные органы конфедерации наделяются полномочиями, делегированными им членами конфедерации и могут принимать нормативные акты лишь по вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты нуждаются в ратификации парламентами членов конфедерации. Общее гражданство конфедерации отсутствует, так же как и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств-участников.
В последние десятилетия в мире возникло множество содружеств, наиболее известным из которых является Европейский союз, постепенно эволюционирующий в сторону конфедерации. После распада СССР на его пространстве возникло Содружество Независимых Государств (СНГ). Надгосударственным объединением является Британское Содружество наций, образовавшееся после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.
Автономия является проявлением децентрализации государственной власти. Наряду с самоуправлением, автономия подразумевает признание автономных прав на определение общественного порядка в некоторых сферах, возможно отличных от прав других единиц. По сферам выделяют автономии административные – в вопросах осуществления общественного управления и принятия решений, и национальные – в реализации особых прав этнических групп.
Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. По состоянию на 1 марта 2010 года таких субъектов 83: 1) 21 республика; 2) 9 краёв; 3) 46 областей; 4) 2 города федерального значения; 5) 1 автономная область; 6) 4 автономных округа.
Республики имеют свою конституцию, они не могут входить в состав других субъектов РФ или включать их в свой состав, вправе устанавливать свои государственные языки. Края и области: имеют свой устав, не могут входить в состав других субъектов РФ, могут включать автономные округа. Города федерального значения имеют свой устав, не могут входить в состав других субъектов РФ или включать другие субъекты. Автономная область имеет свой устав, входит в состав РФ в единственном числе, не может входить в состав других субъектов РФ или включать другие субъекты. Автономные округа имеют свой устав, могут входить в состав края, области, не могут включать другие субъекты России.
Конституция РФ разграничивает предметы ведения Федерации и её субъектов. К исключительным предметам ведения Федерации относятся: 1) принятие и изменение Конституции РФ; 2) федеративное устройство и территория РФ; 3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; 4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; 5) федеральная государственная собственность; 6) правовые основы единого рынка; 7) федеральный бюджет; 8) федеральная энергетика и федеральный транспорт, пути сообщения; 9) внешняя политика; 10) оборона и безопасность; 11) статус и защита госграницы; 12) судоустройство; прокуратура, уголовное законодательство; 13) государственные награды и почётные звания.
Предметами совместного ведения РФ и субъектов РФ являются: защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, другими природными ресурсами, административное, трудовое, жилищное и другое законодательство, общие вопросы образования, науки, культуры. Остальные вопросы относятся к исключительным полномочиям субъектов РФ.