Западноевропейская культура XIX века.

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

А. Блок

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. Капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании). Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов – буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени. Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве

В числе социально-экономических и политическихфакторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX в. буржуазные революции охватили многие страны Европы и представляли собой один из важнейших этапов классовой борьбы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, в частности, объединению Италии и Германии, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнета и несправедливости.

Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция, которая завершилась именно в XIX в., которая привела к существенной перестройке труда и предметного мира. Ее непосредственный результат – беспрецедентный рост производительности общественного труда. Практические потребности стимулировали быстрое развитие науки. XIX в. – это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. В это время связь науки с производством становится теснее. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на промышленность. Открытия в различных областях естествознания все больше воздействуют на развитие ведущих отраслей индустрии: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.

К наиболее ярким достижениям промышленной революции XIX в. относится применение электричества в промышленности, новых средствах связи (телеграф, телефон), приводных устройствах рабочих машин, во многих технологических процессах различных производств, в создании ламп накаливания для освещения помещений и улиц. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и многое другое составило переворот в науке и технике.

Началось формирование индустриального общества, коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. Промышленное производство, связанное с постоянно развивающейся техникой, с выпуском новых товаров и созданием сферы услуг, как подчеркивал еще К. Маркс, сыграло великую цивилизирующую роль. Вырывая огромные массы людей из прежних социальных структур, подрывая сами эти структуры, индустриализация становится той движущей силой, которая вводит массы в новые отношения и приучает их к новому образу жизни, ритму труда, дисциплине, расширяет грамотность и горизонты бытия.

Бурные политические и социальные процессы предопределили во многих странах изменение форм государственного устройства. Особенно значительные пертурбации претерпела Франция, где в течение столетия устанавливались Директория, Консульство, дважды Империя, реставрировалась династия Бурбонов, дважды провозглашалась Республика и произошла даже Парижская Коммуна, когда на короткое время власть взял рабочий класс.

Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.

Непрерывные революционные перевороты происходили в XIX в. в науке. В этот исторический период науку прославили Р. Майер, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц,открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело создание Т. Шванном и М. Шлейденом клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин, создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознании. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д. И. Менделеевым, была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества. Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание А. Эйнштейном теории относительности и квантовой теории М. Планкам ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей.

В XIX в. достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И.Канта и И.Фихте. Исходя из их положений была создана романтическая теория, заложены основы объективно-идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф. Д. Шеллингом (1775-1854). Шеллинг видел в искусстве ту сферу, где преодолеваются противоположности теоретического и нравственно-практического; эстетическое начало предстает как «равновесие», полная гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, торжество чувств и нравственных начал.

Объективно-идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г.Гегеля, придавшего ей завершенность в форме основных законов диалектики.

XIX в. дал миру К. Маркса и Ф. Энгельса, создавших в середине столетия материалистическое учение. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали первичность материи и, используя гегелевскую диалектику, разработали концепцию исторического материализма, согласно Которой история человечества предстает как смена формаций (способов производства) и борьба классов. Их учение, получившее дальнейшее развитие, вошло в историю под названием марксизм.

Под влиянием атеистических тенденций в обществе серьезный кризис переживает церковь. В Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования и др. Процессы секуляризации подрывают влияние религии как интегрирующего начала. Ослабевают религиозные конфликты, но вместе с тем подрывается и ощущение единства верующих. Эти процессы не означают разрыва общественных связей, но они во многом меняют характер этих связей. Единство общества во многом складывается как национальное единство.

Развитие производства означало введение все более сложных технологий, что было невозможно без определенного минимума народного образования. Просвещение способствовало упразднению многих средневековых пережитков в сфере права, судопроизводства, искусства, морали, политической культуры. Оно привело к постепенной демократизации общества, так как все более широкие слои населения стали пользоваться правовой защитой, приобретали возможность участия в гражданской жизни, могли приобщаться к достижениям культуры.

Художественная культура XIX в. Основными художественными направлениями в развитии европейской культуры XIX в. были классицизм (который отживал свой век) романтизм, реализм.

Романтизм– (франц. romantisme; от ср.-век, roman – роман). выразил разочарование в идеях Великой Французской революции. Романтическому искусству свойственны отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов Просвещения и классицизма, недоверие к культу разума. Романтики утверждали достоинство человеческой личности, самоценность ее внутреннего мира и духовно-творческой жизни. Это воплотилось в изображении незаурядных характеров и сильных страстей, устремленности к безграничной свободе. Революция провозгласила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности, они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.

Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распространяется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. Представители романтизма – Байрон, Гейне, Гофман (в литературе), Шуман, Вагнер, Шопен – в музыке, Делакруа, Жерико – в живописи и др.

Реализм. В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, – главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Представители реализма: О. Бальзак, В. Гюго, Г. Флобер, Б. Шоу Г. Ибсен и др.

Во второй половине XIX века возникают новые художественно-эстетические теории.

Символизм. Символисты, сосредоточив свое внимание на художественном выражении посредством идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека, стремились прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира. Здесь уже проявились ведущие тенденции современного искусства – тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социальных катастроф, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, мистицизм.

Болезненный упадок цивилизации – очевидность, бесспорная для выдающегося французского поэта Шарля Бодлера. Он предвестник французского символизма. Его главная книга получила название «Цветы зла». Это ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по гармонии. Поэт сочетает эти чувства с признанием непреодолимости зла: «Настоящие путники те, кто пускается в путь, оставляя прошлое»

Натурализм. Трансформация, специфическая для конца XIX в., происходит с реалистической традицией – перерождение реализма в натурализм. Сторонники этого направления исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения – Эмиль Золя. Золя нарисовал широкую панораму Французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. В своих лучших романах «Чрево Парижа», «Западня», «Жерминаль», «Деньги», «Разгром» писатель с большой реалистической силой изобразил социальные противоречия. Однако представление о законах общества как биологических законах ограничивало его реализм.

Импрессионизм. Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве – импрессионизм (от Франц. Impression – впечатление). Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна – всего 12 лет. Представители – Клод Мане, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислеей. Современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были художники П.Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них, однако, представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве.

Таким образом, индустриальное устройство общества означало глубокую качественную трансформацию не только характера производства, но и преобладающих социальных структур и культуры общества. Великие сдвиги, происшедшие в XIX в. развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние и на развитие литературы и искусства Западной Европы.

Значение культуры Нового времени для развития мировой культуры видится в следующем:

· становление буржуазного общества и индустриального типа цивилизации. Это эпоха буржуазных революций обнаружила трагизм и бесчеловечность насильственных перемен в обществе;

· формирование и укрепление рационалистического подхода к действительности, что выразилось в становлении новой науки, как экспериментальной, так и теоретической. Научные достижения XVII века создали предпосылки для дальнейшего развития фундаментальных наук. Главным направлением развития философской мысли становится теория познания;

· Просвещение разбудило в Европе социальную мысль и социальное чувство;

· великие социальные потрясения. Французская революция, начавшаяся как торжество Разума и не затронувшая многосторонний внутренний мир человека, закончилась трагически;

· формирование классической философии (конец ХVIII- начало ХIХ века) в Германии; возникновение марксизма;

· XIX век стал веком контрастов: расцвет духовной культуры и духовное обнищание общества отмечены не только философией, но и искусством, а также науками о человеке, возникающими в этот период;

· в искусстве Нового времени формируются новые стили и направления, стремящиеся воплотить в своих образах человека как существо глубоко и сильно чувствующее, как существо свободолюбивое и гордое;

· художественное освоение мира в XIX веке создало тип романтического и реалистического героя. Искусство углубляется в понимание основ мира, совершая при этом движение от «исключительного» к «обычному», в глубину субъективного мировосприятия.