Северное Возрождение и Реформация

Северное Возрождение хронологически совпадает с эпохой Реформации в Европе. Реформацией (от лат. reformatia – преобразование, исправление) принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе XVI в., основателями которого были Мартин Лютер (1483–1546) и Жан Кальвин (1509–1564).

Итогом Реформации явились не только вариант христианского вероисповедания – протестантизм и христианская культура нового типа,но и новый тип человека, с новым отношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации.

Реформация началась в Германии с выступления М. Лютера, который 31 октября 1517 г. вывесил для обсуждения на воротах Виттенбергской церкви свои тезисы, в которых оспаривалась власть католической церкви с ее иерархией, отвергалась власть духовенства вообще. Сторонники Реформации провозгласили единственным источником религиозной истины Священное Писание, отвергнув католическое Священное Предание. Они требовали «дешевой церкви», отрицали права церкви на земные богатства, осуждали продажу индульгенций.

Реформация выражала не только духовные интересы – она была выгодна и князьям, освобождавшимся от властной и обременительной опеки церкви, которые стали союзниками Лютера. Однако истинный смысл Реформации лежит не в утилитарно-прагматической, а в духовно-нравственной сфере.

Принципы лютеранского вероучения были кратко изложены в пяти латинских выражениях с «sola» («одна», «только», «единственно»):

· Sola Gratia – «только милость». Люди могут быть приняты в жизнь вечную с Богом исключительно по Божьей милости, выраженной в спасительной миссии Христа. Лютер категорически отвергает католическую идею спасения в силу каких бы то ни было заслуг. Онисходит из того, что человеческая природа столь основательно повреждена грехопадением, что никакие религиозные заслуги не могут приблизить человека к спасению.

· Sola Fide – «только вера». По Лютеру, спастись можно только верой в искупительную жертву Христа. Причем эта вера есть не личная заслуга, а проявление Божественной милости, дар Божий – избранности к спасению: по настоящему веруют лишь те, кого Бог избрал для спасения. Человек имеет свободную волю и способность отвергнуть этот дар.

· Sola Scriptura – «только Святое Писание». Священное Писание, данное нам и сохраненное Церковью, является, по Лютеру, единственным судьёй, нормой и правилом, согласно которому, как на пробном камне, надлежит испытывать и оценивать все догмы. Поскольку Святое Писание было написано по вдохновению Святого Духа, то его текст, первоначально записанный через избранных Богом святых людей, является точным и безошибочным выражением божественной воли.

· Solus Christus – «только Христос». Доктрина о том, что Христос является единственным посредником между Богом и человеком, и что спасение возможно только через веру в Него. Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церкви и духовенства). В протестантизме снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия, отвергается авторитет папы римского. Очень важным является покаяние непосредственно перед Богом. Исповедание не отвергается, а является следующим шагом веры после покаяния.

· Soli Deo gloria – «только Богу слава». Этодоктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только через Его волю и действия. Это не просто дар искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих святым Духом.

До Реформации Священное Писание издавалось исключительно на латыни и было фактически недоступно основной массе верующих. Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил ее изучение и толкование первейшей обязанностью каждого верующего. Было ликвидировано монашество (сам Лютер сбросил монашеский сан и женился на бывшей монашке), упрощено богослужение (оно было сведено к проповеди), отменено почитание икон.

Протестантизм создал духовные основы для возникновения новой морали. Коренное отличие протестантизма от средневекового католичества состояло в понимании того, как проявляется и реализуется подлинная вера. Протестантская вера реализует себя не в специфических религиозных усилиях, а в земном служении людям через добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. Труд становится «мирской аскезой». Рационально осмысленное практическое служение людям здесь обретает то высокое значение, какое раньше имело лишь религиозно-культовое служение Богу.

Но и вера сама по себе есть не личная заслуга, а свидетельство избранности ко спасению: по настоящему веруют лишь те, кого Бог избрал для спасения: спасение заслужить невозможно, оно дается лишь по неизреченной милости Божией.

Лютер, и вслед за ним Кальвин, отрицают свободу человека применительно к вопросам спасения и нравственного самоопределения. Но это вовсе не означает, что человек начисто лишен свободы. Он становится свободным, когда приобщается к Божественной благодати, а симптомом этого приобщения является вера, выражающаяся в следовании божьим заповедям на земном поприще. У человека нет самостоятельной свободной воли лишь по отношению к вопросам божественным. Что касается практических земных дел, то здесь все отдано во власть человека.

Ж. Кальвин стремился придать протестантизму суровый облик своего рода «монашества в миру» и взялся за руководство практическим воплощением протестантской этики в повседневную жизнь Женевы. Если Лютер, освободив церковь от власти папы, не избежал ее зависимости от государства, то Кальвин осуществил принцип независимости церковной общины от государства. Руководители этой общины (первым из них был сам Кальвин) обретали значительную власть над своими прихожанами (хотя проповедник и избирался общиной, она не могла легко сместить его, если только не было налицо явного преступления). Кальвин стал фактическим правителем Женевы, целиком подчинив себе консисторию (выборный церковный совет старейшин). Были введены суровые законы, направленные против малейшего нарушения норм протестантской нравственности.

Протестантизм стал духовной основой уважительного отношения к свободе индивидуального человека. Независимость и самоопределяемость сплоченной церковной общины послужила основой для быстрого оформления институтов гражданского общества, ставшего основой западноевропейского пути развития. Гражданское общество не только не зависит от государства, но и контролирует его, превращая его в правовое государство, защищающее интересы своих граждан.

Протестантизм создал новый тип этики – этики предпринимателя. В знаменитой работе «Протестантская этики и дух капитализма» немецкий социолог Макс Вебер объяснял развитие западного капитализма наличием протестантской этики. Экономический успех протестантских обществ был связан с тем, что трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности. Протестантские общества занимались коммерцией не столько ради увеличения личной прибыли, сколько в качестве добродетельного вида деятельности. Для предпринимателей-протестантов был характерен аскетизм, были чужды показная роскошь и упоение властью, а богатство рассматривалось лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. Хотя протестанты признают спасение как божий дар, который ничем не может быть заработан, многие протестантские предприниматели рассматривали деловой успех как подтверждение наличия этого дара.

Значение эпохи Возрождения и Реформации для европейской культуры видится в следующем:

· в эпоху Возрождения были созданы величайшие художественные ценности, пережившие свое время и сохранившие силу своего воздействия на зрителя;

· разработанный ренессансными мастерами реалистический метод определил дальнейшее развитие всей художественной культуры Нового времени;

· мышление человека освободилось от оков старой условности и обогатилось новыми гуманистическими идеями, которые дали толчок к развитию своеобразных национальных культур;

· Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества – автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный тип личности с новым отношением к миру.