Особенности художественной культуры Ренессанса

Наиболее ярко культура Возрождения выразила себя в искусстве. Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась мысль, что идеальный человек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

· доминанта живописи. Наиболее полно эстетико-художественный идеал Возрождения выразила живопись;

· тесная связь науки и искусства. Искусство рассматривается как вид познания. Занимаясь художественным творчеством, художники выходили в область оптики и физики, анатомии и математики и т. д. Это приводило к отождествлению науки и искусства. (Леонардо да Винчи считал искусство самой важной наукой, поскольку искусство дает самое точное и безупречное изображение жизни);

· открытие законов прямой линейной перспективы. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Открытие перспективы имело важное значение: она помогла расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру;

· соединение ученого и художника в одном лице, в одной творческой личности. Мастеров Возрождения часто называют «титанами», имея в виду их универсальность (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер и др.)

В культуре эпохи Возрождения в Европе выделяют Итальянское и Северное Возрождение.

Итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа:

· Проторенессанс (Предвозрождение) – вторая половина XIII–XIV в.в.;

· Раннее Возрождение – XV в.;

· Высокое Возрождение – конец XV в. – первая треть XVI в.;

· Позднее Возрождение – конец XVI в.

Проторенессанс являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Бондоне, которыйнаметил путь развития нового искусства: нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным. Его считали реформатором живописи.

Раннее Возрождение представлено именами Ф. Брунеллески, Донателло, Вероккио, Мазаччо, Мантенья, С. Боттичелли. Живопись этого периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи. Мастера стремились восстановить предметность мира, который почти исчез в Средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Происходит открытие законов перспективы, строятся сложные многофигурные композиции. Однако художники ограничиваются главным образом линейной перспективой и почти не замечают воздушной среды. Архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.

В Высоком Ренессансе к геометризму изображения прибавляется одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворяют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.

Понятие Поздний Ренессанс обычно применяется к венецианскому Возрождению, которое имело свои особенности. Только Венеция в этот период (вторая половина XVI в.) оставалась самостоятельной, остальные итальянские княжества утратили свою политическую независимость. Венеция поддерживала тесные торговые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Переработав и готику, и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. На первый план выходят проблемы колорита, цвета, материальности изображения. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения –Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто.

Своеобразный характер имело Северное Возрождение(Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. Некоторые из мыслителей Северного Ренессанса (например, Э. Роттердамский) хотели примирить христианство с античностью, призывали вернуться к идеалам первоначального христианства. В искусстве Северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.

Философской основой Северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая прямо существование Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то делали вывод, что каждый кусочек природы достоин изображения. Такие представления приводят к появлению пейзажакак самостоятельного жанра. Немецкие художники – мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альтдорфер, Л. Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность.

Второй жанр, который получил развитие в искусстве Северного Возрождения – портрет(возник в Германии в последней трети XV в.) Если итальянские художники в своем преклонении перед человеком создавали идеал красоты, то немецкие были безразличны к красоте, ибо ставили задачу передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда в ущерб красоте. (В этом, возможно, проявляются отголоски Средневековой «эстетики безобразного», где красота духовная могла таиться в безобразной внешности). В итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, в Северном – этическая.

Крупнейшие мастера портретной живописи в Германии – А. Дюрер, Г. Гольбейн-младший, в Нидерландах – Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, во Франции – Ж. Фуке, Ж. Клуэ, Ф. Клуэ.

Третий жанр, который возник и получил развитие прежде всего в Нидерландах – это бытовая картина.Крупнейший мастер жанровой живописи – Питер Брейгель-старший. Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни, и даже библейские сюжеты помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того времени. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью

Если Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности, то в северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.