Ислам как духовная основа арабо-исламского типа культуры.

Мировоззренческая сердцевина ислама содержит ряд принципиальных положений, которые сводятся в пять «столпов» веры.

1.Исповедание веры, содержащее в себе два основных догмата: исповедание единобожия и приз­нание пророческой миссии Мухаммеда.
«Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Аллаха» – таков символ веры мусульманина. Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха, всемогущего и непостижимо­го для человека. Своим посланником Аллах выбрал Мухаммеда, через него бог передал людям текст священной книги – Корана, его руками он основал общину верующих (умма)

2. Молитва (намаз). Мусульманин должен пять раз в сутки совершать молитву: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале но­чи. Намаз совершается не только в мечети, но и в любом другом месте, где застал верующего азан: в поле, в пути, на рабочем месте и т.д.

3. Пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений в течение дня. Все время поста должно быть посвящено Аллаху: занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Пост предписывает и нравственную воздержанность Особое место зани­мает пост рамазан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом.

4. Обязательный налог в пользу бедных («закят» – очищение). Он закрепляет за состоятельными мусульманами долг общественной ответственности. Закят не только символизирует един­ство уммы, заботу богатых о бедных. Ни один мусульманин не имеет права уклониться от богоугодного дела помочь бедным, содействовать умме своим имуществом. Богач как бы очищается перед Аллахом за свои грехи, чрезмерное богатство.

5. Паломничество (хадж). Каждый совершеннолет­ний мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни хадж, то есть посетить Мекку, священный город исла­ма, где родился пророк Мухаммед. Мусульманин совершивший хадж, носит почетный титул хаджи и пользуется уважением в своих родных местах.

Мекка известна своим храмом – Кааба. Это древний языческий храм, известный тем, что там хранится Черный камень – аль-хаджар уль-асвад, упавший, по преданию, с неба. Это камень был якобы послан Богом Адаму из рая. Внутри него можно было увидеть рай, но из-за грехов людей Бог сделал его черным. Для мусульман Чер­ный камень – святыня, символ Аллаха. Кааба имену­ется «домом Аллаха».

Основой исламской цивилизации является Коран –Священное Писание, в котором сосредоточе­но мировоззренческое ядро исламского мира. Коран по-арабски означает «возглашение, чтение вслух». По объему Коран примерно такой же, как Новый Завет. В Коране 114 глав (сур), которые расположены по принципу уменьшению объема. Суры делятся на стихи – аяты, которых в Коране 6243. Каждая глава начинается словами: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками (известно, что пророк не умел ни читать, ни писать). Все изречения, в которых говорящим лицом является не Муххамед, а Аллах, относятся к числу откровений, все остальные – числу преданий. Полный текст Корана был собран уже после смерти Мухаммеда, а затем, в середине VII века, при халифе Османе это текст был объявлен каноническим. Вскоре были составлены и комментарии к Корану.

Кроме Корана, важными источниками знаний, норм – самых разнообразных, в арабской культу­ре считаются Суннаи Шариат.

Сунна (образ жиз­ни, поведения) – это сборник легенд и религиоз­ных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий ос­новой мусульманского вероучения, обрядов.

Ша­риат – свод законов, включающий широкий круг правовых норм, культурных и прочих установок, регла­ментирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина и являющийся важнейшей составной частью системы ислама.

Вместе Коран, Сунна и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравствен­ных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.

В отличие от христианства ислам никогда не был ре­лигией угнетенных. Он формировался как идеология ре­лигиозно-политической организации арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические, торговые интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической органи­зации уммы. Ислам оказался идеаль­ной религиозно-политической основой для централизо­ванного государства и ведения военных действий против неверных. Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад). Оно возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются «запретными») надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество.

В VII веке в исламе возникли три основных направления, существующие и поныне. Основой деления послужил спор о принципах наследования религи­озной и светской власти.

Сунниты утверждали, что главой религиозной общины мог быть любой правоверный мусульманин, избранный данной об­щиной. Согласно концепции суннитов между религиозной общиной и буду­щим главой государства – халифом – должен быть заключен особый договор, а сам халиф должен иметь звание богослова-законоведа высшего ранга, быть родом из племени курейшитов (к это­му племени принадлежал и сам Мухаммед), быть справедливым, мудрым, здо­ровым и заботиться о своих подданных.

Шииты полагали, что государствен­ная и религиозная власть имеет божественную природу и поэтому может пе­реходить по наследству только к прямым наследникам Мухаммеда. Наследственных имамов было две­надцать. Последний из них – Мохаммед аль-Махди. По их представлению, этот имам еще мальчиком шести – девяти лет таинственно исчез (в IX в). Шииты верят, что он вернется и восстановит на зем­ле справедливость. Они называют его Мунтазаром (ожи­даемым) и считают мессией (махди).

На рубеже VII–VIII вв. в исламе сложилось течение суфизм, которое окончательно оформилось к XII в. Это течение носило аскетическо-мистический характер, и его последователей называли факирами, или дерви­шами. Они осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом и разработали учение о постепен­ном познании бога и слиянии с ним через мистическую любовь и интуитив­ные божественные озарения.

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина – подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины – право на приданое, на наследство. Мужчина признавался абсолютным лидером. Божье благословение, как полагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому толь­ко после рождения сына человек здесь считался полноценным.

Исламская культура не отвергает равенства всех му­сульман перед Аллахом. Каждый правоверный может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Но в ис­ламе нет места для личности как ценно­сти. Аллах – абсолютная ценность, и в жизни человека он не воплощается. Он постоянно остается чем-то внешним для людей, лежащим за пределами их лич­ного опыта. К людям обращается лишь посланник Аллаха – мессия.

В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева».

Главной особенностью исламской духовной традиции, отличающей ее от всех других, является нераздельность в ней религиозного и светского начал. В отличие от христианства, в исламе человек не может утверждаться как безусловная ценность, ибо безусловное принадлежит Богу. В то же время правом высказать свое мнение по вопросам религии всегда обладал любой мусульманин, если оно не противоречит Корану и сунне. Исходный прин­цип Ислама – внеисторическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. Только Бог обладает способностью к творчеству, человеку же перед Бо­гом следует быть доверчивым и понятливым. В от­личие от иудейских храмов, обращенных к прошло­му, и христианских, обращенных к будущему, ме­четь олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее.

Для мусульманской религии характерно энергичное вмешательство во все стороны жизни людей (личную, семейную жизнь общественную жизнь, политику, правовые отношения, суд, культурный уклад). В мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе – шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы. Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции.

 

3. Художественная культура арабо-исламского мира.

В целях укрепления своего влияния ислам использует ценности художественной культуры. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов ислама, с другой – эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.

В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы запрещают реалистическое творчество. Единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Ал­лаха нельзя изобра­зить, но можно на­писать его имя или обо­значить его другими зна­ками. Так, четыре вертикальные линии обозначают слово «Аллах», квадрат является символом Каабы, треугольник символизирует око Аллаха, пятиугольник – пять заповедей ислама. Геометрическими знаками обозначались небесные светила и звезды. Соединяясь в орнаменте, они читались мусульманами как особая знаковая система. Каллиграфия и орнамент стали основой художественного творчества мусульман.

Одним из видов исламского изобразительного искусства является арабеска – орнамент из композиций стилизованных растений, геометрических фигур и надписей арабской вязью. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом. С помощью арабесок создаются целые панно на стенах мечетей, дворцов.

Во всем мире славятся иранские (персидские) ковры. Основным мотивом коврового узора стала арабеска, при этом среди стеблей и цветов располагались фигурки людей и зверей, иногда с видоизмененными конечностями, чтобы не гневить Аллаха реалистическим изображением (например, лапа льва могла оканчиваться не когтями, а букетом цветов).

В области архитектуры ислам также выработал систему эстетических категорий, призванных подчеркнуть величие этой религии. Это – понятия-символы:

· джамал – божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети;

· джалал – божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета;

· сифат – божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

Мечеть (от араб. «мастжид» – место поклонения) как основное культовое сооружение возводится с VII–VIII вв. в подражание христианским храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Мечети не отличаются богатым лепным декором, их украшения имеют плоскостной характер. Но в оформлении глади стен арабские мастера достигли большого совершенства. Они использовали резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью. Рядом с мечетью возводится величественный и также богато украшенный минарет (от араб. «манара» – маяк), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.

В мусульманском мире существуют три главные мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме. Одна из главных святынь мусульман – соборная мечеть куббат ас-Сахра (купол скалы) в Иерусалиме. При ее постройке был использован тип центрически-купольного мавзолея. Это огромный восьмигранник, увенчанный куполом.

Важное место среди культурных ценностей ислама занимает арабская литература, поскольку слово в мусульманской религии считается священным, данным человеку непосредственно Аллахом. Особенно это касается поэзии.

Главным жанром поэзии была касыда (поэма, ода), которая содержала много сюжетов о природе, домашних животных и о любви. Более изысканной формой стихосложения является газель. Она обычно состоит из 5-12 бейтов (двустиший). В первом двустишии, как правило, рифмуются обе строчки (аа), далее следует рифмовка через строку. В последнем бейте чаще всего упоминается имя автора.

Особенно популярной формой лирики стал жанр рубаи – стихотворной миниатюры, четверо­стишия, в котором заключена законченная мысль, имеющая более глубокий смысл, а иногда и некая максима, философский вывод, подтекст, намек или мудрое суждение. Самым известным автором рубаи считается Омар Хайям (1048–1123).

Среди прозаических произведений получает развитие жанр сатиры, содержащей выпады против отдельных правителей и богачей, но не затрагивающей социальной системы в целом. К этому направлению следует отнести макаму (рассказ, новеллу), которая возникла в XII в. на основе городского фольклора. В ней воспевается тип героя-ловкача, у которого высокая образованность и ум сочетаются с цинизмом и плутовством. Этот своеобразный прообраз О. Бендера получил дальнейшее развитие в новеллах итальянского Возрождения. Невозможно представить арабскую литературу без сказок «Тысяча и одна ночь». Этот цикл окончательно сложился в XII в. на основе фольклора многих народов халифата – египетских, иранских, арабских сказок и преданий.

До середины IX в. исламский мир знал только литературу, написанную на священном языке Корана – арабском. Потом возникла неоперсидская литература в Иране, распространившаяся затем в районы Средней Азии и Закавказья. Достижением этой литературы было создание жанра эпической поэмы. Эта литература более свободна от религиозных запретов и отличается социальной направленностью, например поэмы «Шах-Наме» (Книга царей) Фирдоуси (925-1020) и «Хамсе» (Пятерицы) Низами(ок. 1141-1209).

Отличительной чертой Средневековой арабской культуры явилось значительное развитие точных наук и философии. В это время ученые арабоязычных стран значительно превосходили своих европейских современников.

Арабы, как и византийцы, усердно изучали и переводили на свой язык произведения греческих классиков, ученых Индии и других стран. Аристотель, Гиппократ, Евклид, Птолемей были хорошо известны арабским ученым, а европейцы впервые познакомились с этими авторами по переводам на латинский язык с арабского. В столицах разных халифатов – Багдаде, Кордове, Каире – существовали высшие школы, наподобие средневековых европейских университетов,– медресе (от араб. «дараса» – изучать). Крупные библиотеки с сотнями тысяч рукописей были созданы в Каире, Кордове и многих других городах. В Багдаде, Дамаске и Самарканде имелись большие обсерватории, благодаря которым арабские астрономы открыли много новых звезд и составили карты звездного неба.

Больших успехов достигла медицина. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина Авиценна (980–1037), автор энциклопедии теоретичес­кой и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римс­ких индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много ве­ков этот труд был для врачей обязательным руководством. Ибн Сина, в частности, высказал предположение, что некоторые болезни передаются невидимыми «мельчайшими животными», чем на восемь столетий предвосхитил учение Л. Пастера о роли микробов как возбудителей инфекционных заболеваний. Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание.

Математик Аль-Хорезми (787–ок.850) прославился своими сочинениями по алгебре, применяя алгебраические вычисления в практических делах: измерениях земли, разделах наследства, торговых операциях. Имя Аль-Хорезми вошло в математику для обозначения системы вычислений, выполняемых по строго определенным правилам – алгоритма. По указанию просвещенного халифа ал-Мамуна вычислил размеры он Земли, которая признавалась им как шарообразное тело.

Общепризнанны достижения арабских философов. Среди них практически не было атеистов, но существовало различие точек зрения на проблемы мироздания.

В VIII в., когда лишь зарождалось исламское богословие, возникло движение кадаритов, которые поставили под сомнение догмат о фатальной предопределенности судьбы человека. На основе рационализма греческих философов кадариты отстаивали идею свободы воли, т.е. ответственности человека за свои поступки.

Живший в Испании философ Ибн Рушд (Аверроэс) (1126–1198), развивая материализм Аристотеля, отстаивал идеи о вечности и несотворенности мира, т.е. о независимом от воли Бога развитии материи; положение об эволюционном развитии природы. На основе учения Ибн Рушда в Европе возникло материалистическое направление «латинского аверроизма», осужденного католической церковью.

Сдерживая развитие одних отраслей знаний и направлений в искусстве, официальная идеология арабо-исламского мира оставляла открытыми другие. Именно в них устремлялся весь талант ученых и деятелей искусства. Ученые пользовались покровительством и материальной поддержкой официальных властей. Например, халиф ал-Мамун создал в Багдаде «Дом науки» – своеобразную академию, в которой размещались библиотеки, лаборатории, коллегии переводчиков и предоставлялись места для проживания ученым. Но в развитии науки были и сложности, порожденные стремлением исламских богословов жестко определить границы познаваемости мира. При всех этих сложностях взаимодействия ученых с богословами и правителями научные открытия арабов опередили свое время.

 

Исламская культура – самая моло­дая из всех восточных культур. Давно распались государства, ставшие опорой ислама, на их месте появились другие, но культура ислама не исчерпана. В настоящее время арабское население преобладает в странах Западной Азии и Северной Африки. На территории СНГ ислам исповедует значительная часть населения Азербайджана, Казахстана, Средней Азии, в РФ – ингуши, татары, чеченцы и др.

В современном мире наблюдается поистине «исламский бум». Среди мусульман популярен лозунг панисламизма – возрождения единого исламского государства (халифата). Капиталистические отношения, западный образ жизни и его система ценностей активно вторглись в традиционные социальные структуры мусульманских стран, что вызвало соответствующую защитную реакцию. Неприемлем для мусульман и социализм с классовой непримиримостью и атеизмом. Поэтому в странах исламского Востока начался поиск «третьего пути» – универсальной исламской модели развития общества.

Оживлению ислама способствовало также обретение правящими режимами мусульманских стран (Ирана, Саудовской Аравии и др.) миллиардов долларов от добычи и переработки нефти. В результате огромные средства были направлены на нужды «исламской солидарности». Настоящей трагедией для мирового сообщества стала в последнее время деятельность арабо-мусульманских экстремистских организаций – террористов, которые совершают свои акции в различных уголках планеты.

 

Тема 16. Европейская культура эпохи Возрождения и Реформации

1. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения

2. Особенности художественной культуры Ренессанса

3. Северное Возрождение и Реформация

1. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения.

Термин «Возрождение» или «Ренессанс» (renaissance – возрождение) буквально означает возврат к античности, возрождение античных принципов культуры. Однако только этим не исчерпывается содержание культуры Ренессанса. В современных гуманитарных исследованиях эпоху Возрождения принято рассматривать как переходную от средневековья к Новому времени. Для нее характерны:

· развитие капиталистического способа производства (проходит период первоначального накопления капитала, появляются мануфактуры, развиваются банковское дело и международная торговля);

· зарождение основ современной науки (экспериментального естествознания), формирование научной картины картина мира (в частности гелиоцентрической модели). Крупнейшими учеными эпохи являются Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей;

· великие географические открытия. Начало формирования идеологии европоцентризма.

Хронологические ренессансной культуры в странах Западной Европы различны: в Италии XIV–XVI века, в других странах XV–XVI века.

Основой духовной культуры Возрождения являются идеи гуманизма (лат. humanus – человечный). Гуманизмом стал широким общественным течением эпохи, исследующим феномен человека в разных его проявлениях и утверждавшим высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей. Для гуманистов характерна свобода суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух, вера в безграничные возможности человека, отрицание иерархического устройства общества. Они выступали против цензуры, особенно против цензуры церковной. В эпоху Возрождения складывается светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Именно гуманисты сформировали новый идеал человека – предприимчивого, активного, инициативного («человек – творец свей судьбы»)

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр – могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265–1324). Его «Божественная комедия» – это синтез поэзии, философии, теологии, науки, что является одновременно итогом развития Средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека.

Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304–1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти (1396–1439) «О достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Валла (1407 – 1457) утверждает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека.

Пико делла Мирандола (1463 – 1494) в сочинении «О достоинстве человека» проводит мысль о том, что человек – творец своей судьбы и себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть». Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

Однако расцвет гуманизма был глубоко противоречив С одной стороны, небывалого размаха достигают наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства, а покровителями искусств становятся многие властители. С другой – существует практика решения общественных проблем кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Добро и зло переплетаются в эпоху Ренессанса причудливым образом. (Так, стал хрестоматийным пример семейства Борджиа во главе с самим папой Александром VII – убийцей, грабителем и развратником, который, при этом был наделен талантом государственного деятеля. Автор трактата «Государь» Н. Макиавелли находит этому оправдание: идеальный государь должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем).

Особенностью культуры Ренессанса является обращение к античному наследию. Возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Творцов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, греческий и латинский языки.

Гуманисты проявляют большой интерес к античной философии – натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ.

Культура Возрождения формировалась как отрицание, отказ от Средневековой культуры, о которой гуманисты отзывались свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». Однако вся средневековая культура с ее многолетней историей, прочными традициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияние на культуру Возрождения, даже когда это не осознавалось. При этом многие деятели Ренессанса были людьми верующими и даже духовными лицами католической церкви.