Тема 13. Античная культура
Особенности классических форм культурной жизни Японии.
На формирование классической японской культуры оказали влияния два важнейших фактора – кодекс самурайской этики бусидо и дзэн-буддизм как официальная идеология.
В конце XII века в Японии начинается война двух кланов – Тайра и Минамото. Дом Минамото одержал победу и его глава, Минамото Ёритомо, в 1192 году стал сёгуном (верховным военным правителем страны). Началась эпоха господства самурайских кланов.
Самураи – это служивое дворянство, представители которого получали земельные наделы и были обязаны нести военную службу. Отношения между самураем и господином определялись кодексом «бусидо» (путь воина). Основными принципами бусидо стали верность господину и спокойное отношение к смерти.
В период Камакура (1185-1333) и особенно Муромати (1333-1573) особое влияние на духовное развитие самураев стала оказывать буддийская секта дзэн, которая в XII веке утвердилась на японских островах. Главной целью адепта дзэн было «сатори» (просветление), достигаемое путем длительной медитации. Дзэнская практика способствовала развитию самоконтроля, феноменальной реакции и презрения к смерти. Все это очень импонировало самураям, среди которых дзэн стал чрезвычайно популярен.
Дзэн-буддизм оказал огромное влияние на развитие японской культуры, особенно на эстетическое чувство японцев. Суровая простота и церемонность дзэна требовали искать скрытую красоту везде и во всем. Основными понятиями эстетики дзэн стали следующие:
· ваби (простота)
· саби (красота несовершенства)
· сибуй (соединение естественности и повседневности в каких-либо предметах и действиях)
· югэн (тайна, которую нельзя выразить словами).
Именно среди дзэнских монахов нашел широкое употребление чай и возникла особая церемония чаепития.
Ритуал чайной церемонии создал в XV веке Мурата Сюко. Окончательное свое оформление чайный ритуал получил в XVI веке благодаря великому мастеру Сэн-но Риккю. Искусство чайной церемонии, организации интерьера, создания дзэнских садов, икебаны, производства чайной керамики и даже техника кэндо и дзюдо – их совершенство стало итогом многовекового развития эстетики дзэн.
В архитектуре под влиянием дзэн особое значение получает организация при монастырях садов, которые в период Муромати приобрели статус «алтаря» (соединение с природой рассматривалось как главное условие просветления). Сады этого времени делятся на два типа – холмистый и плоский. Холмистый или «прогулочный» сад – это сложный комплекс больших камней, водоемов, деревьев, где важнейшим компонентом был павильон, стоящий на берегу водоема. Самые известные сооружения этого типа – сады Золотого и Серебряного павильонов, созданные художником Соами в конце XIV века. Однако подлинным символом дзэнского мировосприятия и практики стал плоский сад – небольшой огороженный участок, на котором из песка, гальки и камней создавался макет огромного мира. Во всем мире известен сад монастыря Рёандзи(автор – Соами), композиция которого строится вокруг 15 камней, расположенных таким образом, что при взгляде на площадку сада с любой точки террасы 15-й камень всегда ускользает из поля зрения. Это не только символ непознаваемой истины бытия, но и самой Японии – страны загадок.
В XIV веке развивается монохромная пейзажная живопись – суйбоку-га (картина водой и тушью). Техника письма тушью на свитках пришла из Китая и быстро прижилась на японской почве. В XV веке новые национальные тенденции в этом виде творчества отразились в работах Сэссю, создавшем стиль хабоку («ломаная тушь»). Наибольшую известность получило его семнадцатиметровое произведение «Длинный пейзажный свиток» (1486 год). Удивительная способность с помощью линий туши передавать эмоции, движение и объем – все это характерно для творческой манеры Сэссю.
В начале XVI века происходит постепенное обмирщение изобразительного искусства, явным выражением чего стало создание придворной школы живописи – Кано (основатели – Кано Масанобу и Кано Мотонобу), которая просуществовала три века. Для этой школы было характерно соединение выразительности монохромного пейзажа с яркостью и цветовой насыщенностью традиционной живописи ямато-э.
С XIV века начинается развитие классического театраНо(«мастерство»), который стал своеобразным синтезом всего дзэнского искусства. Расцвет этого театра приходится на XV век, когда создавали свои пьесы Каннами Киёцугу и его сын Дзэами Мотокиё. С развитием торговли мастера прикладного искусства приобрели большую самостоятельность. Особым спросом пользовалась буддийская утварь, вазы для цветов, курильницы, а также разнообразные украшения самурайских мечей, керамика и принадлежности для чайных церемоний.
В периодМомояма (1573-1615) шла борьба самурайских кланов за объединение страны, которое фактически было осуществлено Тоётоми Хидэёси.
ЭпохаТокугава (1615-1868) ознаменована значительными изменениями в жизни японского общества, когда главной творческой силой стали представители городского населения, что, наряду с широкими заимствованиями западной традиции, способствовало демократизации и плюрализму японской культуры.
В архитектуре Японии особое значение приобрел тип «тясицу» (чайного павильона). Этот тип получил законченную интерпретацию благодаря Сэн-но Рикю (1521-1591): в соответствии с канонами дзэнской эстетики чайному домику придавался вид простой хижины с опорами из необработанных древесных стволов, а крыша делалась из бамбука. Одним из величайших поэтов периода Токугава стал Мацуо Басё (1644-1694), который возвел трехстишие хокку в жанр высокого искусства. Остро переживая горечь жизненной правды, Басё призывал без страха смотреть этой правде в глаза:
Весна уходит.
Плачут птицы.
Глаза у рыб полны слезами.
Признанным мастером небольших новелл из жизни городских жителей становится Ихара Сайкаку (1642-1693 годы).
Особое место в литературе этого периода занимает творчество Тикамацу Мондзаэмона (1653-1724), автора пьес для кукольного театра Дзёрури и театра кабуки (от «кабусу» – пение и танцы), возникшего в конце XVI века. Легендарной основательницей театра была храмовая танцовщица Окуни, которая пела и танцевала, звеня при этом колокольчиком. Ее труппа пользовалась такой популярностью, что ей даже предоставили возможность выступать на сценах театра Но. В XVI веке власти пытались запретить кабуки из-за разврата, вследствие чего укоренилась традиция не допускать в театр женщин–актрис (в настоящее время все роли в кабуки играют актеры-мужчины). В XVII веке возникает театр Ёсэ – наиболее демократичный, похожий по форме на варьете, сочетающий устный рассказ с различными номерами других жанров (устными карикатурами, фокусами, акробатикой и другими).
В живописи этого времени продолжала свое развитие школа Кано, а также и стиль хабоку. Однако величайшим достижением в изобразительном искусстве эпохи Токугава стала гравюра укиё-э. Основоположником этой техники стал Хисикава Моронобу (1618-1694 годы), а цветной гравюра стала благодаря Судзуки Харунобу (1725-1770 годы), который стал изображать красавиц-горожанок. Наибольшей выразительности подобные произведения достигли в творчестве Утамаро (1753-1806). Великим мастером пейзажа стал Кацусико Хокусай (1769-1849), который посвятил свои произведения красоте родной природы и, прежде всего, великой горе Фудзияме.
Особым видом мелкой пластики стало искусство изготовления нэцкэ(от «нэцукэ» – держать). Фигурки были различного размера, формы, материала (от дерева до слоновой кости и черного коралла) – они стали необходимой принадлежностью костюма богатых горожан, подчеркивавших с помощью драгоценных противовесов свой особый статус.
Японская культура оформилась как результат непростых и разновременных этнических взаимодействий. Это определило способность японцев к творческому усвоению достижений культур других народов. Японцы полагали, что их страна – творение богов, к которым восходит родословная их правителя и всего народа, что обусловило этноцентризм и национализм японцев, их устойчивость к мировоззренческим ломкам под внешним воздействием иных культур. Поэтому японская культура, используя внешние культурные примеры, смогла устоять в своих основаниях и не попала под их абсолютное влияние – наоборот, ей удалось соединить в себе все то лучшее, что было получено извне, не утратив национально-культурной индивидуальности.
1. Античность как тип культуры
2. Основные этапы развития древнегреческой культуры
3. Специфика культуры Древнего Рима