Религиозно-философские основания индийской культуры

Специфической чертой индийской культуры является особое значение в ней религии, мифологии и всей духовной сферы деятельности. Не случайно ученые при рассмотрении культуры Индии часто употребляют термин «психотропная культура», отражающий особое внимание к человеку, его духовному миру, стремлениям и деяниям и последующему воздаянию за них.

Важная особенность духовной культруы индии, наиболее ярко воплощенная в индийских религиях – интровертность, т.е. явственная обращенность вовнутрь человека, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя.

Основы религиозно-философской системы Индии заложены в каноническом источнике – Ведах(священное знание), формирововшемся с конца II тыс.до н.э. по первую половину I тыс. до н.э. Согласно преданию, знание Вед извечно воплощалось в священном брахмане – первоначале, космической душе, высшей объективной реальности и творческом начале – и впоследствии было обретено мудрецами риши и распространялось в устной традиции.

Тексты Вед состоят из четырех сборников:

· Ригведа («Книга гимнов»),

· Самаведа («Книга песен»),

· Яджурведа («Книга жертв»),

· Атхарваведа («Книга заклинаний»).

К ним примыкают брахманы (прозаические комментарии к Ведам, созданные жрецами), араньяки (лесные книги, предназначенные для отшельников и содержащие медитативно-йоговые наставления), упанишады («сидение у ног учителя») – философские истолкования, объяснения религиозного учения).

В соответствии с мифологическими представлениями Вед Вселенная возникла из тела принесенного в жертву космического существа, первочеловека Пуруши (вселенской души, Я). Определяющим принципом мироустройства являлось понятие рита – космический порядок.

Прямым наследником ведической религии стал брахманизм как система религиозно-философских взглядов в ритуально-культовой практике. Именно брахманы способствовали возникновению литературы Упанишад, которые служат завершением жанра ведийской литературы и нередко называются словом «веданта», т.е. «конец веды».

Упанишады являются древнейшими философскими произведениями Индии. В Упанишадах формируется представление о брахмане и атмане. Брахман (санскр. barhis «коврик для жертвоприношения») как философская категория обозначает высшее духовное начало, высшую объективную реальность, абсолют, в котором все сущее в мире возникает, существует и прекращает свое существование. Брахман связан со своей противоположностью и одновременно тождественностью – атманом. Атман (санскр. «душа, я сам») – высшее, всепроникающее, но субъективное начало. Главной задачей упанишад было отождествление индивидуальной души с душой вселенской.

В Упанишадах речь идет о проблемах жизни и смерти, о мироздании и космогонии, о тесных взаимосвязях человека и космоса, людей и богов, о первооснове бытия всего живого и т.д. В непринужденной манере, посредством какой-нибудь истории, загадки, диалога и религиозного стиха раскрываются основные религиозно-философские идеи, которые позднее стали основными в индийских философских системах, таких как буддизм, джайнизм, индуизм, вошли в плоть и кровь индийской культуры. Среди них важнейшими являются следующие:

· идея реинкарнации, или переселения душ из одного тела в другое. Так было положено начало характерной для всей религиозно-культурной традиции Индии концепции бесконечной цепи перерождений – сансары(др.-инд. sansara «блуждание, переход через различные состояния, круговорот»)

· представление о карме – сумме добрых и злых дел каждого человека, определяющей форму последующего перерождения. В зависимости от кармы можно возродиться брахманом, царем, ремесленником, рабом, животным, червяком и пр.

· идея познания Брахмана, слияния с ним, достижение единства с этой высшей духовной реальностью. Следует иметь в виду, что Брахман – не бог-творец (индийская религиозно-философская мысль творца не знала.

Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась появлением новых религиозных течений таких, как индуизм, джайнизм и буддизм.

Индуизм унаследовал у ведических взглядов идею об иерархии людей и принадлежности их к различным варнам, о роли брахмана (жреца) как посредника между людьми и богами, о сансаре и карме. Использовав ведические тексты как священные, он включал в себя некоторые местные верования и тем самым объединил людей вокруг близких им представлений о значении кастового разделения, всеобщем законе кармы и почитании священного животного – коровы.

Несколько упорядочили пестрые религиозные взгляды племен, постепенно входящих в индийскую культуру, представления о многообразных перевоплощениях богов – аватаре (др.-инд. avatara «нисхождение»), когда божество нисходит на землю и воплощается в смертное существо ради «спасения мира», «восстановления закона» и «добродетели», сохраняя частично божественную природу и приобретая также отчасти – земную. Индуизм при помощи обязательных обрядов, которые должны были сопровождать человека от рождения до смерти, помогал обществу установить необходимые для него связи и отношения, поскольку брахманы внимательно следили за соблюдением всех религиозных предписаний.

Интересно, что уже в индуизме присутствует понятие тройственности, триединства божества, космического духовного начала – Тримурти, имеющего три сущности – Брахма, Шива и Вишну. Каждая сущность воплощает в себе различные состояния мира. Брахма выступает как первопричина мира, созидательное начало; Шива олицетворяет разрушительную силу; Вишну охраняет мировой порядок. Шива и Вишну, наиболее почитаемые божества, стали главными для двух направлений индуизма – шиваизма ивишнуизма.

Джайнизмоснован в IV веке до н. э. кшатрием Вардхамана (именуемым Джинои и Махаеирой), но ортодоксальная традиция джайнизма считает, что он был последним провозвестником веры, относя его предшественников к неизмеримо далеким временам, претендуя на роль самой древней религии.

В учении джайнизма также присутствовали понятия кармы, нирваны. Достичь нирваны может лишь аскет. Считая, что душа вечна и присутствует во всех вещах мира, джайнисты запрещают не только умерщвление животных при охоте и рыболовстве, но и земледелие, скотоводство.

Джайнизм много внимания уделяет самосовершенствованию, поиску совершенного знания, совершенного поведения, основанного на аскетизме, требованию искренности, благочестия и соблюдения заповедей, совпадающих с буддистскими.

Важным явлением духовной культуры индии является буддизм, превратившийся в первую мировую религию.

Основателем буддизма считается реальное историческое лицо – Сиддхартха Гаутама (560 – 480 гг. до н. э.). Предание повествует о том, что Будда происходил из царского рода Гаутамы и в 29 лет ушел из отцовского дома, дабы найти путь избавления от страданий для себя и всего человечества. Отшельником и странствующим проповедником он провел следующие 7 лет, после чего обрел истинный путь к спасению и с этих пор стал называться Будда (Буддха), что значит – «осененный истиной», «просветленный знанием», «уразумевший». Еще 40 лет он бродил по городам и селам средней части долины Ганга, проповедуя новое учение.

Смысл учения Будды Гаутамы можно выразить так: если весь чувственный мир – мир страстей и привязанностей – есть лишь порабощающее человека наваждение, то надо внутренне вырваться из него, освободиться из-под власти кармы, обрекающей на все новые и новые рождения. Освобождение обретается в нирване – внутреннем состоянии, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними – и весь открывающийся человеку мир. Слово «нирвана» буквально означает «затухание», «угасание». («Мудрые угасают как лампады»). Это внутреннее угасание освобождает человека и от его страдающего «я», и от самой жажды жизни, влекущей все живые существа к новым и новым перерождениям. Тем самым разрывается власть кармы и мудрец до конца растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя. Просветленные же – это преддверие окончательной нирваны, которая полностью разрывает всякую связь с жизнью.

Суть своего учения Гаутама выразил в четырех «благородных» истинах. В предельно кратком изложении они выглядят следующим образом:

1. Сущность жизни есть страдание.

2. Причина страданий – желания и привязанности.

3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности.

4. Для этого существует путь внутреннего самопреобразования из восьми ступеней (так называемый «восьмеричный путь»), ведущий к просветлению, а через него к нирване.

Так было положено начало новой религии. Это, безусловно, была религия, ибо она связывала людей со спасающей запредельностью, объединяла в священном почитании запредельного как конечной цели. И все же это была странная, необычная религия. В самом ее начале не было ни молитв, ни специфических обрядов. И самое главное, в ней не было Бога, того самого Бога, который сосредоточивает в себе всю полноту жизненных смыслов. Правда, буддизм не отрицал существование множества почитаемых ранее богов и демонов, но выше их всех по святости и силе стоял просветленный аскет, навсегда сбросивший иго кармы.