Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока.

Тема 9. Культура древних цивилизаций Востока

1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

2. Культура Древнего Египта

3. Особенности культуры Месопотамии

 

Особенностью становления культуры древних цивилизаций является постепенный переход от доистории к собственно истории: от мифологической эпохи первобытности к созданию первых государств, возникновению письменности. Однако становление восточного типа культуры имеет принципиальное различие с западным типом. И прежде, чем мы рассмотрим основные культуры Востока, необходимо выяснить сущностные отличия восточного типа культуры и цивилизации от западного. Среди них выделим следующие:

1. Государства Древнего Востока имеют централизованную форму правления, которую называют восточная деспотия. Для нее характерны:

· отрицание индивидуальности и свободы человека. Государство Запада создавалось как ответ на проявления свободы, происходившие в своевольно-необузданной и варварской форме. Оно защищало свободу своих граждан (сначала немногих избранных, но с течением веков, этот круг расширялся и охватил собой всех). На Востоке потребность в государстве возникла раньше, чем стали обнаруживать себя ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности человека. Восточный тип государства был ответом на вызов конкретных природных условий: необходимости постройки ирригационных систем и поддержания общественных запасов зерна. Все это требовало огромной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое.

· абсолютная власть правителя над жизнью и смертью своих подданных. Если в западной истории государство зависит от общества и так или иначе выражает интересы группы свободных людей, то в восточной деспотии нет свободных людей – свободных воинов и собственников, а есть только государственные рабы, крестьяне и чиновники, осуществляющие административное управление;

· сильный бюрократический аппарат, армия, которые всегда готовы поддержать власть.

· сакрализация власти. Властитель выступает как посредник между божественной природой и государством, его власть не только светская, но и магическая. Начиная с Древнего Египта, государь на Востоке считался воплощением бога на земле (Египет), сыном неба (Китай) или представителем аллаха (исламский мир).

· поглощение общества государством, низведение человека до административной функции (и раб, и министр являются бесправными рабами государя и всей системы);

2. Иерархическое устройство общества, четко обусловленные отношения между слоями общества, жестко регламентированные правила поведения. Человек на Востоке – пленник многочисленных норм, диктуемых ему государством, религиями, традициями.

3. Традиционализм. Многие представления народов Востока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись на протяжении тысячелетий. Для традиционного типа культур характерна ориентация на прошлое, консервация основных форм социальной, экономической, политической жизни. Это объясняет закрытость восточных культур для влияния со стороны (Китай, Япония). В восточном сознании традиция воспринимается как некая святыня, на обыденном уровне она выступает как привычное поведение, уклад жизни, где крайне редко заметно заимствование иного, внешнего.

4. Определяющая роль религии в жизни общества. Религия как является основой традиции, основой государственности, моральных, художественных представлений. На основе той или иной религии на Востоке выделяются культурно-цивилизационные типы: индо-буддийский, китайско-конфуцианский, арабо-исламский.

5. Интегрирующим началом культуры является мораль. В отличие от западной цивилизации, подвергающей моральные принципы рациональному анализу, Восток принимает мораль как данность, которая не анализируется, не обсуждается, а выполняется.

Первые древние цивилизации формировались в долинах рек Нил (Египет), Тигр и Евфрат (Месопотамия), Инд (Индия), Хуанхэ (Китай), поэтому их называют еще речными. Египет и Месопотамия по классификации К. Ясперса остались доосевыми, Индия и Китай осуществили прорыв в «осевое время».