Этапы развития первобытного искусства.

Художественная деятельность первобытного человека

В первобытном искусстве были выражены мировоззренческие установки и ценности людей, определявшие культурную деятельность.

В чистом виде первобытного искусства не существовало. Это связано с синкретическимхарактером первобытной культуры, с нерасчлененностью ее основных элементов. Поэтому древнейшее искусство неотделимо от мифологии, магии, ритуалов и т.п. Например, первобытные охотники создавали не просто изображение зверя, а формировали подлинный объект охоты и считали, что поражение этого звериного двойника копьем или стрелой с необходимостью обеспечит им успех на охоте. Искусство также создавало опознавательные знаки, символы того или иного коллектива людей, обереги, спасающие от несчастий или болезней. В качестве такого знака, например, могло выступать изображение тотемного животного, которое наносилось не только на стены жилища или предметы быта, но и на тело человека в виде особой раскраски или татуировки. То же можно сказать и про орнамент гончарных изделий, отличавшийся у разных племен.

Искусство является показателем развития не только духовной, но и материальной культуры. Можно связать его происхождение как с трудовой, так и с игровой деятельностью людей. Искусство в определенной степени отражало окружающий мир, было его копией. Считается, что одним из первых произведений первобытного искусства стал отпечаток руки – «знак принадлежности», который часто встречается среди наскальных рисунков. Такие изображения рук (чаще всего левых) служили знаком обладания и волшебной власти над некой территорией или объектом. В некоторых восточных странах до сих пор изображение женской левой руки крепят на капот автомобиля, что имеет тот же смысл, что у славян подкова – «на удачу».

Основные виды изобразительного искусства, по мнению археологов, появились в эпохупалеолита. Многочисленные памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства, относящиеся к этому периоду, были обнаружены в Европе, Южной Азии Северной Африке. Ранние рисунки первобытных людей были весьма примитивны: это и контуры голов зверей на известняковых плитах в пещере Ла–Ферраси (Франция), оттиски человеческой руки, обведенной краской, переплетения волнистых линий, сделанные по сырой глине пальцами рук. Несколько позднее в пещерной живописи отмечается явный прогресс: изображается огромное число фигур разнообразных животных, нанесенных кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины. Пи этом первобытные художники использовали охру, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь в качестве красок, прибегая в ряде случаев и к технике рельефа.

Высшего своего расцвета палеолитическое искусство достигло в период Мадлен (около 20-10 тыс. до н.э.) В это время образы животных приобретают конкретные черты, появляется точность формы, умение из массы признаков и деталей выделить главное. Животные уже изображаются не статично, а в разнообразии движений, поз, в том числе в стремительном беге. В пещерной живописи происходит переход от простого контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи, которая позволяла моделировать объемные формы посредством изменения тонов при использовании двух-трех красок. Выдающимися росписи этого типа были обнаружены во Франции в пещере Фон де Гом и в испанской пещере Альтамира. Эти изображения не просто отображают внешний облик животных – они передают их характер, повадки, силу, движение и даже эмоции. К этому периоду относится и зарождение представлений о композиции, объединяющей все многофигурное изображение. Так, например, во французской пещере Ласко изображена отдельная сцена смерти охотника, пораженного смертельно раненным бизоном.

В эпоху верхнего палеолита развивается круглая пластика, а также резьба по камню, кости, дереву. Особое распространение получили в этот период статуэтки, известные как «палеолитические Венеры», чье происхождение связано, по всей видимости, с культом плодородия, который до сих пор сохраняется у многих этнографических народов, а также, вероятно, с эротической магией. Женские статуэтки с условными чертами лица и преувеличенными размерами груди, бедер и живота символизировали животворящую силу природы и чувственное наслаждение, что воплощалось в образе женщины-прародительницы. При этом «Венеры палеолита» были лишены индивидуально-личностных особенностей – напротив, первобытные скульпторы делали акцент на природное, животное начало, всячески избегая детализации и конкретики в изображении лиц или каких-то иных особенностей, способных привязать изображение к конкретной модели.

В эпохумезолитаизменился образ жизни первобытных людей. Ледник отступил и небольшие коллективы охотников стали быстро осваивать новые территории. В это время значительно усовершенствовалась орудийная деятельность, стали широко использоваться лук и стрелы, была приручена собака и некоторые другие виды животных. Появляются и новые способы и методы художественного творчества. Однако основная часть энергии людей направлена на освоение внешнего природного мира. В силу этого в произведениях искусства проявляется схематизм, а в живописи преобладает монохромность. В картинах мезолита фигуры людей и животных передаются силуэтно, объемность одноцветных изображений отсутствует. Однако в этих наскальных росписях появляется и то, чего не было ранее – они приобретают повествовательный характер, события передаются последовательно и взаимосвязано. Эти росписи постепенно превращались в своеобразную летопись первобытного человека, повествующую о его труде и открытиях.

Центр интереса художников мезолита оказался перемещен с животного на человека, который постепенно возвышается над природой, навязывая ей свою волю, подтверждением чему могут служить многочисленные сюжеты, связанные не только с хозяйственной или военной деятельностью людей, но также и с их развлечениями (знаменитое изображение танцующих женщин на скале у мыса Доброй Надежды).

В периоднеолита происходят существенные изменения в ведении хозяйства. В это время происходит переход от присваивающей деятельности к производящей. Появляются новые виды производящей деятельности – земледелие, скотоводство, новая техника производства каменных орудий, гончарное производство, строительство, ткачество. В это время заселяются широкие пространства, усиливается борьба между племенами за охотничьи угодья и места, удобные для жизни.

В этот период усиливается роль магии, развивается мифология, происходит переход от матриархата к патриархату, в результате чего укрепляются родовые связи между людьми. В наскальных рисунках отмечается схематизм в изображениях, что особенно ярко проявилось в петроглифах, которые высекались на открытых участках прибрежных скал и крупных валунах. Эти изображения в ряде случаев достигали высоты около 10 метров и чаще всего это были схематически выполненные фигуры оленей, лосей, медведей, китов, рыб, тюленей. Изредка встречаются примитивные изображения людей. Петроглифывстречаются на северо-востоке Европы, на Кавказе, Урале, в Крыму, на Дальнем Востоке и в Средней Азии. На юге Европы получила распространение антропоморфная скульптура. Наибольшую известность получили «каменные бабы» Северного Причерноморья, похожие на круглые каменные столбы. Помимо монументальных произведений, развивалась также и мелкая пластика, декоративно-прикладное искусство и орнамент, где отмечается переход к абстрактному геометрическому рисунку. Особенно широкое распространение получил геометрический орнамент на керамике. Примером таких произведений являются сосуды Триполья (Южная Европа, 4-3 тыс. до н. э.), для которых характерен полихромный орнамент и разнообразные полосы, спирали и окружности.

В эпохубронзыпроисходит дальнейшее совершенствование производства орудий труда, при котором используются медь и бронза. Ремесло отделяется от сельскохозяйственного производства, окончательно утверждается патриархат. В этот же период на Ближнем и Дальнем Востоке возникают первые государства. С развитием хозяйственной деятельности и появлением рабовладения сложились благоприятные условия для развития духовной культуры.

Важнейшим явлением бронзового века была мегалитическая архитектура (греч. megas – большой, lithos – камень), тесно связанная с религиозно-культовыми идеями и представлениями.

Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры (бретонск. men – камень, hir – длинный) – это одиночные, вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Вероятно, они были объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний. Примером может служить широко известная аллея менгиров в Бретани, а также «Каменное войско» (Армения).

Дольмены (бретонск. tol – стол, men – камень) – сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. Были местом захоронения членов рода. Такие сооружения находятся не только в Европе, но и в Африке, на Кавказе и в Крыму.

Кромлехи (бретонск. crom – круг, lech - камень) – самые значительные сооружения древности. Представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы, которые иногда перекрывались плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Наиболее известным кромлехом является сооружение в Стоунхендже (Англия), имеющий внешний диаметр 30 метров и состоящий из четырех колец. Есть предположение о том, что кромлех был святилищем солнца.

С началом эпохи железа каменные сооружения приобретают выраженный утилитарный характер – распространение получают каменные крепости и погребальные камеры в курганах вождей племен, получившие широкое распространение в Западной Европе, на Балканах и в Закавказье.

В первобытную эпоху наметились две основные тенденции в развитии искусства – натурализм и символизм. На самом раннем этапе развития художественного творчества преобладала первая – главной своей целью художник видел максимально достоверную передачу внешнего облика реального объекта, которым чаще всего было животное. Далее происходит поворот к некоторому обобщению и схематизму изображений. На следующем этапе происходит возврат к натурализму и детализации, когда воспроизводятся целые эпизоды жизни и даже пространные повествовательные сюжеты. Но, в конечном итоге, в первобытном искусстве окончательно побеждает символизм, когда натуралистический образ заменяется знаком, а на смену живой имитации приходит сухой символ. Многие до сих пор полагают, что первобытный человек не уделял большого внимания искусству, будучи полностью поглощен борьбой за существование.

Однако не следует забывать о том, что первобытный человек еще сравнительно недавно отделил себя от природы и искусство играло в этом процессе очень важную роль – человек, вероятно, не стал бы человеком, будучи лишен возможности выражать себя в творчестве. Кроме того, судя по формам и количеству произведений первобытного искусства, первобытный человек обладал не меньшими творческими способностями, чем современный, а, скорее всего – даже большими. Он имел абсолютный художественный вкус, являясь активным художником в той же мере, в какой он был охотником, рыболовом или собирателем. Очевидно, что искусство для первобытного человека было неотъемлемой частью его жизни, его естественной потребностью и условием выживания. Может быть, именно поэтому не ослабевает интерес к феноменам художественной культуры первобытности, наследие которой сказывается на развитии современного искусства и духовной жизни в целом.

Историко-культурное значение первобытной культурывидится в следующем:

· первобытная культура является начальным и наиболее длительным этапом истории мировой культуры;

· носила всеобщий характер, поскольку через первобытную эпоху прошло все человечество;

· в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации (запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинств человека);

· первобытная культура сыграла в истории мировой культуры ключевую роль: на много веков и даже тысячелетий вперед она предопределила не только темпы, но и содержание, тематику и многообразие региональных особенности культурно-исторического процесса;

· значительное число достижений первобытного человечества сохраняет свое значение и в инвентаре современной культуры.