Особенности первобытной культуры

Главной особенностью первобытной культуры, из которой вытекают все остальные, является синкретизм, т.е. нерасчлененность ее основных элементов, всех форм культурной жизни. На первобытном этапе развития культуры мышление было вплетено в деятельность, существовало как деятельность. Труд был неотделим от магии, которая была его неотъемлемым компонентом, а магия была неразрывно связана с первобытным искусством, которое создавало ритуальные предметы.

Коллективизм. Со времени зарождения человеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура. В эту древнейшую эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, а с другой стороны, будучи готовым пожертвовать ради общины всем – даже самой жизнью. Община воспринималось древними людьми как некое живое существо, для которого человек – всего лишь составной элемент, интересами которого при необходимости можно поступиться в целях спасения всего организма. Первобытная община строилась на принципах кровного родства. Считается, что первой формой фиксации родственных связей было родство по материнской линии. Женщина, соответственно, играла ведущую роль в обществе, была его главой. Такой общественный строй получил название матриархата. Традиции матриархата оказали влияние на особенности искусства, породив специфический стиль, призванный воспевать женское начало в природе (его выражением, в частности, являются многочисленные скульптуры так называемых «палеолитических Венер» – женских статуэток с гипертрофированными признаками пола).

Практический характер всей деятельности первобытных людей. Это означает, что не только продукты материального производства, но и религиозные и идеологические представления, обряды и предания служили одной главной цели – выживанию рода, сплачивая его и указывая принципы, по которым он должен существовать в окружающем мире. И эти принципы также возникали не на пустом месте, они формировались на основе многовекового практического опыта как необходимые условия нормального существования человеческого общества.

Антропоморфный характер – наложение присущих человеку признаков и свойств на природные объекты и явления, что послужило основой для последующего их одухотворения и обожествления, что было характерно для подавляющего большинства древнейших религиозных верований.