Региональные типологизации культур.
Региональная культура (от лат. regio – граница, страна, область) – надэтническая культура, которая складывается и существует на протяжении долгого исторического периода в определенном географическом ареале. В качестве примеров можно привести культуру Южной Америки, Западной Европы.
Масштабы ареала региональной культуры могут быть очень различны. Региональные культуры меньшего масштаба могут входить в региональные культуры большего масштаба (например, культура Индокитая есть одна из составляющих культуры Южной Азии, а та, в свою очередь, – культуры Востока). В некоторых случаях можно говорить о региональных культурах, охватывающих один народ, т. е. совпадающих с его национальной культурой (например, культура Кореи). Однако, как правило, они представляют собою конгломерат различных культур, создаваемых несколькими народами, населяющими регион. Наличие сходных природных условий жизни в этом ареале и территориальные связи обеспечивают родство между культурами этих народов, обитающих рядом друг с другом.
В ходе истории состав народов, населяющих регион, может меняться. Но поскольку продолжают существовать одни и те же географические, климатические и др. особенности жизни людей в данном регионе, постольку пришельцы так или иначе воспринимают формы жизни и обычаи местного населения, и в результате образуется историческая преемственность, сохраняющая специфику данной региональной культуры. Так произошло, например, в Индии: культуры разных народов, поселившихся на индийской земле, впитывали в себя древние традиции, составляющие и поныне специфический колорит жизни этой страны. Когда какая-либо региональная культура вторгается в области, занятые другой региональной культурой, она либо претерпевает там значительные изменения, ассимилируется и сливается с последней (как негритянская культура в Северной Америке или западная культура в Японии), либо вытесняет оттуда местную культуру (как произошло с культурой американских или австралийских аборигенов при захвате их земель европейцами). Таким образом, ареал региональной культуры может расширяться или сужаться.
Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются «Запад» и «Восток», а также «Север» и «Юг».
Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку. Однако различие между Востоком и Западом интересует культурологию не как географическое, а как различие между двумя типами культур.
Восточная культура относится к традиционному типу, для которого характерны следующие черты:
· традиционализм, т.е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада;
· связь человека со своей социальной группой и подчинение ей;
· неотделимость мировосприятия человека, как от окружающей природы, так и от собственной телесной природы;
· отсутствие противопоставления субъекта и объекта;
· обусловленность мировосприятия человека существующим типом мировоззрения (мифология, религия).
При этом, несмотря на единство общих черт, восточная культура неоднородна: есть Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток китайстко-конфуцианский (Л.С. Васильев). Существует большая разница в образе жизни народов таких стран, как Индия, Китай, Япония.
Западная культура – это культурная общность стран и народов Европы, сохраняющаяся с эпохи Древней Греции по настоящее время. Ее отличие от восточной культуры заключается в следующих особенностях:
· антропоцентричный характер. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Свобода личности становится исходным символом и основной ценностью западной культуры;
· инновационный («нововведение») характер, ориентация не на традицию, а на новаторство. Техногенный тип культуры, характерная особенность которого – быстрое изменение технологий, систематическое применение на производстве научных знаний, умножение знаний и изобретение нового;
· европеизм – мышление, когда каждая проблема рассматривается в европейском контексте, когда проявляется воля к объединению наций и культур через более тесное сотрудничество во всех областях общественной жизни (НАТО, ООН, Международный Красный крест, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), «Грин – пис», европейская денежная система и т.д.)
· христианские корни.В отличие от Востока, который религиозно неоднороден, западная культура имеет единые христианские корни, несмотря на существование сегодня конфессий православия, католицизма и протестантизма.
Наряду с проблемой «Восток-Запад» в последнее время все большую важность приобретает проблема «Север-Юг». Под «Югом» понимается социокультурный мир народов субтропического пояса – африканского континента, Меланезии, Океании. Живущие же севернее народы образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играет западная культура. Географические границы между Севером и Югом трудно четко определить. Мир Юга частично пересекается с миром Востока и часто противопоставляется, главным образом, миру Запада. Наиболее отчетливо его специфика выступает в образе жизни аборигенов тихоокеанских островов и «черной Африки».
В начале ХХ века культурной типологий появилось и вошло в обиход понятие локальной культуры. Локальный– (лат. – lokalis) местный, свойственный данному месту. Ученые настаивали на тезисе множественности культурных миров и их независимости от мировой целостности. Эта точка зрения выявилась в концепциях культурно- исторических типов Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, А. Тойнби (см. тему «Динамика культуры»).