Как социальные типы культуры

Массовая и элитарная культура

Один из вариантов типологии – выделение социальных типов культуры.Среди основных социальных типов выделяютсямассовая и элитарная культура, субкультура и контркультура.

Массовая культура – это особый тип культуры, связанный с рыночными отношениями, это вид культурной продукции, производимый ежедневно и потребляемый большим количеством людей. К массовой культуре относятся:

· СМИ – средства массовой информации, транслирующие населению текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика;

· система организации и стимулирования массового потребительского спроса – реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского спроса вещей, идей, услуг и т.д., индустрия формирования имиджа;

· индустрия досуга, включающая в себя «массовую художественную культуру» среди которых: «бульварная» литература, развлекательные жанры кино, комиксы в изобразительном искусстве, рок-, поп-музыка, конферанс и «разговорные жанры», различные виды шоу-индустрии.

Целью «массовой культуры» является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека, сколько стимулирование потребительского сознания, формирование идеологии и мифологии общества потребления. Массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу. В рамках таких ее жанров как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс создаются упрощенные «версии жизни».

В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX–XX веков. Для этой эпохи стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни, котораязатронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Современные ученые полагают, что массовая культура представляет собой типично американский путь развития, существенно отличающийся от культурного развития других стран. Так, американский политолог 3. Бжезинский говорил: «Если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру» [Цит. по 26, с.264].

Массовая культура выполняет роль низового этажа культуры. Она проста и доступна для восприятия, ориентируется на узнаваемые имиджи, типажи, модели поведения, которые сама же и создает, формируя особый тип человека – пассивного, неспособного к критическому восприятию и мышлению. Все это формирует личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Однако массовая культура имеет и положительные стороны: является источником информации, выполняет образовательную функции, несет культуру в массы (образовательные проекты и пр.) Она содействует создание новых учебных программ и курсов обучения. Но постоянное потребление только продуктов массовой культуры не содействует росту духовного и интеллектуального потенциала личности. (Более подробный анализ феномена массовой культуры см. в теме «Культура ХХ века» – с. 185-189).

Элитарная культура – антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является элита (от франц. elite – лучшее, отборное, избранное). Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. В философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями.С точки зрения этого подхода, понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Культурная элита – это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками.Именно она обеспечивает общественный прогресс.

Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В культурологических концепциях Ф. Ницше, элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью. В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были развиты X. Ортега-и-Гассетом. Элита – по Ортеге – это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия».Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу.