Обыденная и специализированная культура.

Иной подход к морфологии культуры представленА.Я. Флиером. Он не принимает деление культуры на материальную и духовную, а исходит из структурирования культуры на обыденную и специализированную, разработанной еще философами-эволюционистами и развернутой на этой в теории Э.А. Орловой [50, т.1, с. 64-65]. Эта концепция делит культуру на функциональные блоки и прослеживает каналы передачи социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами.

С точки зрения сторонников этой концепции, основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина, которой не нужно было специально учиться, ее основные знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов). Однако со временем выделялись специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем основывается специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

А.Я. Флиер выделяет четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности, представленные основными областями социальной практики.

Схематично концепция А.Я. Флиера выглядит следующим образом:

 

Специализированная культура Обыденная культура
Блок 1. Культура социальной организации и регуляции:
хозяйственная культура
экономика, торговля, финансы и т.п. домашнее и приусадебное хозяйство
правовая культура
право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; мораль, нравственность, (общественное мнение);  
политическая культура
государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр. межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия
Блок 2. Культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
философская культура
труды специалистов-философов здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость
научная культура
профессиональная наука повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности
религиозная культура
систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, профессионально построенная эзотерика мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого
художественная культура
построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т. п
Блок 3. Культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:
культура межличностных информационных контактов
  реально существует только в обыденной форме);  
культура массовой информации
профессиональные СМИ, реклама, общественные связи слухи, сплетни и т.п.
информационно-кумулятивная культура
система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации предания, верования, легенды и т.п.
культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний
система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др., институций социализации и инкультурации личности система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.
Блок 4. Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:
сексуальная культура
с точки зрения решения задач продолжения рода, существует только в обыденных формах
культура физического развития
профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т. п.
культура поддержания и восстановления здоровья
медицина и система санаторно-лечебного обслуживания самолечение, знахарство и пр.
культура восстановления энергобаланса человека
кулинария, система и структура питания и пр. (четкое разделение на специализированную и обыденную здесь затруднительно)
культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека
система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.)

 

В последнем издании своей книги «Культурология для культурологов» А.Я. Флиер выделил еще два блока –культуру рождения и смерти и культуру преступления и наказания. При этом сам автор утверждает, что такая многосоставная морфологическая структура также не является исчерпывающей [44, с.174-170].