Тема 4. Культура и цивилизация

1. Формирование и значение термина «цивилизация»

2. Типология цивилизаций

3. Культура и цивилизация: соотношение понятий

 

1. Формирование и значение термина «цивилизация»

В предыдущих темах мы рассматривали становление понятия культуры и различные культурологические теории, которые основывались на той или иной интерпретации культуры. Однако для современной культурологии наряду с понятием культуры базовым является и понятие цивилизации, которое не менее многозначно. Соотношение этих понятий сложное и порой запутанное. Поэтому в рамках предметного поля культурологии существует самостоятельный «сегмент» исследований культура и цивилизация.

В своем происхождении термин «цивилизация» восходит к латинскому слову «civilis», относящемуся к качествам «гражданина» как «городского жителя». До нашего времени это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе (в западных языках) качества, подобающие гражданину – учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. Но значение слова постепенно расширялось, и уже Данте писал о «humana civilitas» как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Однако этимология слова и его раннее употребление разительно отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии.

Считается, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В.Р. Мирабо в трактате «Друг законов». По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития». Однако в существительном «цивилизация» еще сохранялась большая часть смысла от глагола «civiliser» – умягчать нравы и просвещать», и потому слово «цивилизация» должно было обозначить результат такого процесса и само общество, усвоившее такие нормы поведения и представления.

Этим словом все увереннее пользуются П-А.Гольбах, Ж.А. Кондорсе и другие мыслители, хотя и в возвышенном идеализованном смысле.

В XIX в. благодаря работам американского антрополога Льюиса Моргана термин «цивилизация» стал применяться для обозначения одной из стадий исторического развития человечества (цивилизация – то, что следует после «дикости»). Придававшееся термину значение должно было противопоставить цивилизацию и «непросвещенные народы». С тех пор в одном из словарных значений слово сохранило свое ценностное и просветительское звучание.

Только в 1819 г., констатирует Л. Февр, слово «цивилизация» впервые употребляется во множественном числе, что, впрочем, свидетельствовало лишь о начале признания многообразия и различий в цивилизационном устроении народов в древности и в Новое время.

Потребность в более широком и комплексном понимании общества во всем многообразии его различных сфер и факторов регуляции также способствовала разрастанию объема понятия «цивилизация». Результатом и стали разброс значений этого слова, представленный в позднейших полных словарях, а также комплексность содержания этого понятия, зафиксированная в различного рода энциклопедиях [61, c. 6-9].